Булгаков М.А. Основные даты жизни и творчества. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь В каком веке родился булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 - 10 марта 1940) родился в Киеве в семье доцента духовной семинарии. Был крещен своим же отцом, который посчитал нужным дать сыну имя в честь хранителя Киева — архистратига Михаила.

Детство

В семье Булгаковых воспитывалось 7 детей, из которых Михаил был старшим. Как вспоминал в будущем писатель, мать относилась к ним со всей строгостью. Дети получали точное понятие, что такое зло и добро. Отец, в свою очередь, старался им привить большую любовь к науке.

Дом семьи Булгаковых располагался на Андреевском спуске, который знаменит своей энергетикой и неимоверными пейзажами. Мальчик с юных лет рос в особой атмосфере свободы и красоты.

До 9 лет Михаил получал домашнее образование, а затем отправился на обучение в Александровскую гимназию, где в начале 20 века преподавали самые сильные учителя Киева. Именно гимназийный период ознаменовался первыми творческими порывами будущего писателя: Михаил проявил себя как талантливый юный поэт и прозаик, а также — карикатурист и музыкант.

Юношество

После окончания гимназии вопрос о продолжении образования решался просто: в семье Булгаковых было много родственников-врачей. Да и смерть отца Афанасия от почечной болезни повлияла на выбор юноши. Михаил всегда проявлял интерес к тому, как «устроен человек». Уже на втором курсе он оставил холостяцкую жизнь, женившись на выпускнице гимназии Татьяне Лаппа.

Планы на обучение прервала Первая мировая война. Михаил принял решение работать в госпитале, но уже осенью получил назначение в Смоленскую губернию. Так он стал земским врачом.

Молодые годы

Военное время оказалось удручающим: среди заболевших часто встречалась дифтерия. Булгакову приходилось оказывать помощь каждому нуждающемуся. От этого пострадал и он сам, заразившись дифтерийной палочкой от больного мальчика. Спасительным лекарством оказался морфий. Михаил смог вылечиться от дифтерии, но не смог отказаться от наркотического вещества. Уже вскоре ежедневно ему требовалось вводить две дозы.

Находясь в наркотическом угаре, писатель садился за стол и пытался на бумаге передать все то, что «посещало» его голову в тот момент. И только благодаря жене он смог избавиться от пагубной привычки.

Доктор в отставке

После первой мировой войны многие представители интеллигенции покидали Россию. На то время Михаил нес службу военного врача на Северном Кавказе. Тяжелый тиф, сваливший писателя, не дал ему возможности вовремя эмигрировать из страны. Уже потом он не раз ставил в упрек своей жене то, что она не приняла решение и не вывезла его за границу. Причиной такого желания были особые взгляды Булгакова, которые шли вразрез с политическими верхами. Это четко можно проследить в его первых масштабных произведениях «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Зойкина квартира».

Интересный факт: уважаемый профессор Преображенский из «Собачьего сердца» имел своего реального прототипа. Им стал дядя Михаила Булгакова, врач Николай Покровский. Само произведение было впервые опубликовано только в 1987 году.

В 1919 году писатель покинул медицинскую практику и женился снова. Его супругой стала Любовь Белозерская. Многие ошибочно считают, что произведение «Мастер и Маргарита», Булгаков посвятил ей. На самом деле его музой была Елена Шиловская, которая в 1929 году «получила звание» третьей законной супружницы писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» стал настоящим отражением судьбы самого писателя. Несмотря на переплетение современного и исторического аспекта, ему было присвоено титул «Евангелия от Дьявола». Главный герой романа — Мастер, стал тем самым проводником между прошлым и настоящим: временами Понтия Пилата и современной Москвой 30-х годов.

В начале 30-х годов материальное состояние писателя желало лучшего. Ему пришлось написать письмо Сталину с просьбой или дать возможность работать ли разрешить выезд из страны. Так в жизни писателя появился театральный период. Им была написана даже пьеса о Сталине, которую запретили к постановке. Единственной пьесой, которая шла многие годы на сцене МХАТа, было произведение «Дни Турбиных».

В 1939 году Булгаков начинает снова употреблять морфий для снятия боли вследствие гипертонического нефросклероза. Именно эта болезнь была названа официальной причиной его смерти в марте 1940 года. Недруги поговаривали, что уход писателя ускорило его увлечение оккультизмом: нечистая сила предъявила свои права на его жизнь.

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891- 1940), писатель, драматург.

Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в многодетной и дружной семье профессора, преподавателя Киевской духовной академии. Окончив гимназию, в 16 лет Булгаков поступил в университет на медицинский факультет.

Весной 1916 г. «ратником ополчения второго разряда» он был выпущен из университета и пошёл работать в один из киевских госпиталей. Летом того же года будущий писатель получил первое назначение и осенью приехал в маленькую земскую больницу Смоленской губернии, в село Никольское. Здесь он начал писать книгу «Записки юного врача» - о глухой российской провинции, где порошки от малярии, выписанные на неделю, глотают сразу, рожают под кустом, а горчичники ставят поверх тулупа… Пока вчерашний студент превращался в опытного и решительного земского врача, в российской столице начались события, на много десятилетий определившие судьбу страны. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его», - писал Булгаков 31 декабря 1917 г. сестре.

В 1918 г. он вернулся в Киев. Через город прокатывались волны петлюровцев, белогвардейцев, большевиков, гетмана П. П. Скоропадского. В конце августа 1919 г. большевики, покидая Киев, расстреляли сотни заложников. Булгаков, до этого всеми правдами и неправдами избегавший мобилизации, отступал с белыми. В феврале 1920 г., когда началась эвакуация Добровольческой армии, его свалил тиф. Очнулся Булгаков в занятом большевиками Владикавказе. В следующем году он переехал в Москву.

Здесь одна за другой появляются три сатирические повести с фантастическими сюжетами: «Дьяволиада», «Роковые яйца» (обе 1924 г.), «Собачье сердце» (1925 г.).

В эти годы Булгаков работал в редакции газеты «Гудок» и писал роман «Белая гвардия» - о распавшейся семье, о минувших годах «беспечального поколения», о гражданской войне на Украине, о страданиях человека на земле. Первая часть романа вышла в журнале «Россия» в 1925 г., но журнал вскоре был закрыт, и роману - почти на 40 лет - суждено было оставаться недопечатанным.

В 1926 г. Булгаков инсценировал «Белую гвардию». «Дни Турбиных» (так называется пьеса) с огромным успехом были поставлены во МХАТе и сошли со сцены лишь с началом Великой Отечественной войны, когда под бомбёжкой погибли декорации спектакля.

«Пролетарские» драматурги и критики ревниво следили за успехами талантливого «буржуазного подголоска» и приняли все меры к тому, чтобы уже поставленные пьесы («Зойкина квартира», 1926 г., и «Багровый остров», 1927 г.) были сняты, а только что написанные «Бег» (1928 г.) и «Кабала святош» (1929 г.) не увидели света рампы. (Только в 1936 г. пьеса «Кабала святош» под названием «Мольер» появилась на сцене Художественного театра.)

С 1928 г. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», посмертно принёсшим ему мировую славу.

Умер 10 марта 1940 г. в Москве от тяжёлой наследственной болезни почек, не дожив и до 49 лет. Лишь немногие знали, сколько у него неопубликованных рукописей.

Михаил Афанасьевич Булгаков, лучшие произведения которого представлены в данной статье, в литературной жизни СССР занимал обособленную позицию. Ощущая себя наследником литературной традиции 19 века, он был одинаково чужд и соцреализму, насаждаемому идеологией коммунизма в 1930-е годы, и духу авангардистского экспериментаторства, свойственному русской литературе 1920-х годов. Писатель резко сатирически, вопреки требованиям цензуры, изображал негативное отношение к строительству нового общества и революции в СССР.

Особенности мировоззрения автора

Произведения Булгакова отразили мировоззрение интеллигенции, в периоды исторических сломов и тоталитарного режима сохранявшей приверженность традиционным нравственным и культурным ценностям. Такая позиция многого стоила автору: его рукописи были запрещены к печати. Значительная часть наследия этого писателя дошла до нас лишь через десятилетия после его смерти.

Предлагаем вашему вниманию следующий список самых известных произведений Булгакова:

Романы: "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Записки покойника;

Повести: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце";

Пьеса "Иван Васильевич".

Роман "Белая гвардия" (годы создания - 1922-1924)

Список "лучшие произведения Булгакова" открывает "Белая гвардия". В своем первом романе Михаил Афанасьевич описывает события, относящиеся к концу 1918 года, то есть к периоду Гражданской войны. Действие произведения происходит в Киеве, точнее, в доме, где в то время жила семья писателя. Прототипы среди друзей, родственников и знакомых Булгаковых имеются почти у всех персонажей. Рукописи данного произведения не сохранились, но, несмотря на это, поклонники романа, проследив судьбу прототипов героев, доказали реальность и точность описываемых Михаилом Афанасьевичем событий.

Первая часть книги "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) была опубликована в 1925 году в журнале под названием "Россия". Полностью произведение вышло в свет во Франции через два года. Мнения критиков не были единогласны - советская сторона не могла принять героизацию классовых врагов писателем, а эмигрантская - лояльность к представителям власти.

В 1923 году Михаил Афанасьевич писал, что создается такое произведение, что "небу станет жарко...". "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) в дальнейшем послужила источником для известной пьесы "Дни Турбиных". Возник также и ряд экранизаций.

Повесть "Дьяволиада" (1923 год)

Продолжаем описывать наиболее известные произведения Булгакова. К ним относится и повесть "Дьяволиада". В повествовании о том, как близнецы загубили делопроизводителя, писатель раскрывает вечную тему "маленького человека", который стал жертвой бюрократической машины советской власти, в воображении Короткова, делопроизводителя, ассоциирующейся с дьявольской, разрушительной силой. Уволенный с работы, не сумевший справиться с бюрократическими демонами служащий в конце концов сходит с ума. Произведение впервые было опубликовано в 1924 году в альманахе "Недра".

Повесть "Роковые яйца" (год создания - 1924)

Произведения Булгакова включают в себя и повесть "Роковые яйца". События ее происходят в 1928 году. Владимир Ипатьевич Персиков, гениальный зоолог, обнаруживает уникальный феномен: красная часть светового спектра имеет стимулирующее воздействие на эмбрионы - они начинают гораздо быстрее развиваться и достигают размеров, гораздо более крупных, чем их "оригиналы". Существует лишь один недостаток - данные особи отличаются повышенной агрессивностью и способностью к быстрому размножению.

Один совхоз, возглавляемый человеком с фамилией Рокк, решает использовать изобретение Персикова для восстановления численности поголовья кур после того, как по России проходит куриный мор. Он забирает камеры-облучатели у профессора, но в результате ошибки вместо куриных к нему попадают крокодильи, змеиные и страусиные яйца. Пресмыкающиеся, вылупившиеся из них, непрестанно размножаются - они движутся к Москве, сметая все на своем пути.

Сюжет этого произведения перекликается с "Пищей богов" - романом Г. Уэллса, написанным им в 1904 году. В нем ученые изобретают порошок, который вызывает существенный рост растений и животных. В результате экспериментов в Англии появляются и крысы, а позже и куры, различные растения, а также люди-великаны.

Прототипы и экранизации повести "Роковые яйца"

По мнению известного филолога Б. Соколова, прототипами Персикова можно назвать Александра Гурвича, знаменитого биолога, или Владимира Ленина.

Сергей Ломкин в 1995 году снял по мотивам этого произведения одноименный фильм, включив туда и таких героев произведения "Мастер и Маргарита", как Воланд (Михаил Козаков) и кот Бегемот (Роман Мадянов). Олег Янковский с блеском исполнил роль профессора Персикова.

Повесть "Собачье сердце" (1925 год)

Произведение, которое написал Булгаков Михаил ("Собачье сердце"), имеет следующий сюжет. События происходят в 1924 году. Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигает невероятных результатов в области омоложения и задумывает уникальный эксперимент - совершить операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Бездомный пес Шарик используется в качестве подопытного животного, а вор Клим Чугункин, погибший в драке, становится донором органов.

У Шарика постепенно начинает выпадать шерсть, вытягиваются конечности, появляется человеческий облик и речь. вскоре придется, однако, горько пожалеть о совершенном.

При проведении обыска в квартире Михаила Афанасьевича в 1926 году были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и возвращены ему лишь после ходатайства за него М. Горького.

Прототипы и экранизации произведения "Собачье сердце"

Многие исследователи творчества Булгакова придерживаются точки зрения, что писатель изобразил в этой книге Ленина (Преображенский), Сталина (Шариков), Зиновьева (ассистентка Зина) и Троцкого (Борменталь). Считается, кроме того, что Булгаков предсказал массовые репрессии, произошедшие в 1930-е годы.

Альберто Латтуада, итальянский режиссер, в 1976 году снял по книге одноименный фильм, в котором профессора Преображенского играет Макс фон Зюдов. Особой популярности, однако, эта экранизация не имела, в отличие от культовой картины режиссера вышедшей в 1988 году.

Роман "Мастер и Маргарита" (1929-1940 годы)

Фарс, сатира, мистика, фантастика, притча, мелодрама, миф... Порой кажется, что произведение, которое создал Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита", объединяет в себе все эти жанры.

Сатана в образе Воланда царствует по нашему миру с лишь одному ему известными целями, останавливаясь время от времени в разных селениях и городах. Однажды, во время весеннего полнолуния, он попадает в Москву 1930-х годов - то время и место, где никто не верит ни в Бога, ни в Сатану, отрицается существование Иисуса Христа.

Всех тех, кто вступает в контакт с Воландом, преследуют заслуженные наказания за свойственные каждому из них грехи: пьянство, взяточничество, жадность, эгоизм, ложь, равнодушие, грубость и т.д.

Создавший роман о Мастер находится в сумасшедшем доме, куда его загнала жесткая критика со стороны товарищей-литераторов. Маргарита, его любовница, мечтает лишь о том, чтобы найти Мастера и возвратить его к себе. Азазелло дает ей надежду на то, что эта мечта осуществится, но для этого девушка должна оказать одну услугу Воланду.

История произведения

Первоначальная редакция романа содержала детальное описание внешности Воланда, помещавшееся на пятнадцати рукописных страницах, которые создал Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита", таким образом, имеет свою историю. Сначала Мастера звали Астарот. В 1930-х годах в газетах и советской публицистике вслед за Максимом Горьким закрепился титул "мастер".

По сообщению Елены Сергеевны, вдовы писателя, Булгаков перед смертью сказал такие слова о своем романе "Мастер и Маргарита": "Чтобы знали... Чтобы знали".

Произведение было опубликовано лишь после смерти писателя. Впервые оно появилось на свет лишь в 1966 году, то есть через 26 лет после кончины своего создателя, в сокращенном варианте, с купюрами. Роман сразу же приобрел популярность среди представителей советской интеллигенции, вплоть до того, что в 1973 году состоялась официальная публикация. Копии произведения перепечатывались вручную и таким образом распространялись. Елена Сергеевна сумела сохранить рукопись в течение всех этих лет.

Большой популярностью пользовались многочисленные спектакли по мотивам произведения, поставленные Валерием Беляковичем и Юрием Любимовым, также были сняты фильмы Александра Петровича и и телесериалы Владимира Бортко и Юрия Кары.

"Театральный роман", или "Записки покойника" (1936-1937 годы)

Булгаков Михаил Афанасьевич произведения писал до самой своей смерти в 1940 году. Книга "Театральный роман" осталась неоконченной. В ней от лица Сергея Леонтьевича Максудова, некоего писателя, повествуется о писательском мире и театральном закулисье.

26 ноября 1936 года была начата работа над книгой. Булгаков на первой странице своей рукописи указал два названия: "Театральный роман" и "Записки покойника". Последнее было дважды подчеркнуто им.

По мнению большинства исследователей, данный роман - самое смешное творение Михаила Афанасьевича. Он создавался на одном дыхании, без набросков, черновиков и исправлений. Жена писателя вспоминала, что, пока она накрывала ужин, ожидая возвращения мужа вечером из Большого театра, он усаживался за письменный стол и писал пару страниц этого произведения, после чего, довольный, потирая руки, выходил к ней.

Пьеса "Иван Васильевич" (1936 год)

К самым известным творениям относятся не только романы и повести, но и пьесы Булгакова. Одна из них, "Иван Васильевич", предлагается вашему вниманию. Сюжет ее следующий. инженер, делает в Москве, в своей квартире машину времени. Когда управдом Бунша заходит к нему, тот поворачивает ключ, и между квартирами исчезает стена. Обнаруживается вор сидящий в квартире Шпака, его соседа. Инженер открывает портал, ведущий во времена Москвы 16 века. Иван Грозный, испугавшись, бросается в современность, а Милославский и Бунша попадают в прошлое.

История эта началась в 1933 году, когда Михаил Афанасьевич договорился о написании "веселой пьесы" с мюзик-холлом. Первоначально текст назывался иначе, "Блаженство", в нем в коммунистическое будущее уходила машина времени, а Иван Грозный появлялся лишь в одном эпизоде.

Данное творение, как и другие пьесы Булгакова (список их можно продолжить), при жизни автора не публиковалось и не ставилось вплоть до 1965 года. в 1973 году по мотивам произведения снял свой знаменитый фильм под названием "Иван Васильевич меняет профессию".

Это лишь основные творения, которые создал Михаил Булгаков. Произведения этого писателя вышеперечисленными не исчерпываются. Продолжить изучение творчества Михаила Афанасьевича можно включив и некоторые другие.

Творчество

Повести и романы

Пьесы, либретто, киносценарии

Рассказы

Публицистика и фельетоны

Экранизации произведений

(3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает поработать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году становится его новой женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».

В 1928 году М. Булгаков едет с женой на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году М. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая становится его третьей и последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году М. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. М. Булгакову звонит И. Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году М. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке М.Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе.

В январе 1932 года И. Сталин (формально - А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», М. Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году М. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена И. Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Творчество

Свой первый рассказ М. Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году.

1922-1923 годы - публикация «Записок на манжетах».

В 1924 году - издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.

В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».

В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

В 1927 году М. Булгаков завершает драму «Бег».

С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира», в 1928-1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).

В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.

В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Произведения Михаила Булгакова

Повести и романы

  • Похождения Чичикова (сатирическая повесть, 1922)
  • Белая гвардия (роман, 1922—1924)
  • Дьяволиада (повесть, 1923)
  • Записки на манжетах (повесть, 1923)
  • Багровый остров. Роман тов. Жюля Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков (роман, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • Роковые яйца (повесть, 1924)
  • Собачье сердце (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
  • Великий канцлер. Князь тьмы (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)
  • Копыто инженера (роман, 1928—1929)
  • Тайному другу (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
  • Мастер и Маргарита (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966 году)
  • Жизнь господина де Мольера (роман, 1933)
  • Театральный роман (Записки покойника) (неоконченный роман, 1936—1937, в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, либретто, киносценарии

  • Зойкина квартира (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
  • Бег (пьеса, 1926—1928)
  • Багровый остров (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
  • Кабала святош (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
  • Адам и Ева (пьеса, 1931)
  • Полоумный Журден (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
  • Ревизор (киносценарий, 1934)
  • Последние дни (Александр Пушкин) (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
  • Необычайное происшествие, или Ревизор (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
  • Иван Васильевич (пьеса, 1936)
  • Минин и Пожарский (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
  • Чёрное море (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • Рашель (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
  • Дон Кихот (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

Рассказы

  • №13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна (рассказ, 1922)
  • Арифметика (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • В ночь на 3-е число (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • В театре Зимина (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Как он сошёл с ума (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Каэнпе и капе (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Красная корона (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Налёт. В волшебном фонаре (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Необыкновенные приключения доктора (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Ноября 7-го дня (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Остерегайтесь подделок! (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Птицы в мансарде (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Рабочий город-сад (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Советская инквизиция (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Китайская история. 6 картин вместо рассказа (рассказ, 1923)
  • Воспоминание... (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924)
  • Ханский огонь (рассказ, 1924)
  • Полотенце с петухом (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Крещение поворотом (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Стальное горло (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Вьюга (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Тьма египетская (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Пропавший глаз (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Звёздная сыпь (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Богема (рассказ, 1925)
  • Праздник с сифилисом (юмористический рассказ, 1925)
  • Бубновая история (рассказ, 1926)
  • Я убил (рассказ, 1926)
  • Морфий (рассказ, 1926)
  • Трактат о жилище (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Псалом (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Четыре портрета (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Самогонное озеро (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)

Публицистика и фельетоны

Публицистика и фельетоны

  • Благим матом (1925)
  • Богема (1925)
  • Братский подарок немецких рабочих (1922)
  • Брачная катастрофа (1924)
  • Бубновая история (1926)
  • Буза с печатями (1925)
  • Бурнаковский племянник (1924)
  • Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске (1922)
  • В кафэ (1920)
  • В обществе и свете (1924)
  • В театре Зимина. Наброски карандашом (1923)
  • В школе городка III Интернационала (1923)
  • Вагонно-ремонтный завод московского трамвая (1922)
  • Война воды с железом (очерк, 1924)
  • Волчки на колесах (1922)
  • Восстановите платформу! (1925)
  • Гениальная личность (1925)
  • Гибель Шурки-уполномоченного. Дословный рассказ рабкора (1924)
  • Глав-полит-богослужение (1924)
  • Горемыка-Всеволод. История одного безобразия (1925)
  • Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1 (1922)
  • Громкий рай (1926)
  • Грядущие перспективы (1919)
  • Двуликий Чемс (1925)
  • Дело идет (Рабочая газета, М., 11 августа 1922)
  • Дело расширяется (Рабочая газета, М., 22 августа 1922)
  • День нашей жизни (Накануне, Берлин — М., 2 сентября 1923)
  • Детский рассказ (Советский артист, М., 1 января 1939)
  • Динамит!!! (Гудок, М., 30 сентября 1925)
  • Допрос с беспристрастием (Гудок, М., 9 августа 1924)
  • Дрожжи и записки (Гудок, М., 30 июля 1925)
  • Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя (Недра, М., март 1924, № 4)
  • Египетская мумия. Рассказ члена Профсоюза (Смехач, Л., 10 сентября 1924, № 16)
  • Желанный платило (Гудок, М., 10 декабря 1924)
  • Заколдованное место (Гудок, М., 9 января 1925)
  • Залог любви (Гудок, М., 12 февраля 1925)
  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану (Гудок, М., 3 июня 1925)
  • Заседание в присутствии члена (Гудок, М., 17 июля 1924)
  • Звездная сыпь (Медицинский работник, М., август 1926, № 29, № 30)
  • Звуки польки неземной (Гудок, М., 19 ноября 1924)
  • Знаменосцы грядущих боев. День 3-го сентября (Рабочая газета, М., 5 сентября 1922)
  • Золотистый город (Накануне, Берлин — М., сентябрь—октябрь 1923)
  • Библифетчик (фельетон, 1924)
  • Беспокойная поездка. Монолог начальства. Не сказка, а быль (фельетон, 1923)
  • Безобразия на заводе «Яриг» (фельетон, 1922)
  • Аптека (фельетон, 1925)
  • Автоклавы нужно получить, а корпус достроить (фельетон, 1922)
  • Акафист нашему качеству (фельетон, 1926)
  • Американские рабочие отдают нам свой труд (фельетон, 1922)
  • Банан и Сидараф (фельетон, 1924)
  • Банщица Иван (фельетон, 1925)
  • Белобрысова книжка. Формат записной (фельетон, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • Брачная катастрофа (фельетон, 1924)
  • Воспаление мозгов (фельетон, 1926)
  • Летучий голландец (фельетон, 1926)
  • Паршивый тип (фельетон, 1926)
  • Говорящая собака (фельетон, 1924)
  • Двуликий Чемс (рассказ)
  • Залог любви (рассказ)
  • Звуки польки неземной (рассказ)
  • Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева (фельетон, 1926)
  • Золотистый город (рассказ)
  • Игра природы (рассказ)
  • Как Бутон женился (рассказ)
  • Кондуктор и член императорской фамилии (рассказ)
  • Колесо судьбы (рассказ)
  • Мадмазель Жанна (рассказ)
  • Мертвые ходят (рассказ)
  • Москва краснокаменная (рассказ)
  • Они хочуть свою образованность показать...
  • О пользе алкоголизма (рассказ)
  • Площадь на колесах (фельетон, 1926)
  • Под стеклянным небом (рассказ)
  • Приключения покойника (рассказ)
  • Просвещение с кровопролитием (рассказ)
  • Путевые заметки (рассказ)
  • Работа достигает 30 градусов
  • Самоцветный быт (фельетон, 1926)
  • Смычкой по черепу
  • Сорок сороков
  • Спиритический сеанс
  • Стенка на стенку (рассказ)
  • Столица в блокноте (рассказ)
  • Таракан (рассказ)
  • Угрызаемый хвост (рассказ)
  • Целитель (рассказ)
  • Черный маг
  • Шансон д"этэ
  • Шпрехен зи дейтч?
  • Был май...
  • Вода жизни (фельетон, 1926)
  • Грядущие перспективы (фельетон, 1919)
  • В кафе (фельетон, 1920)
  • Неделя просвещения (фельетон, 1921)
  • Торговый ренессанс (фельетон, 1922, (в СССР опубликован в 1988 году))
  • Чаша жизни (фельетон, 1922
  • Бенефис лорда Керзона (фельетон, опубликован в Берлине в 1923 году)
  • День нашей жизни (фельетон, 1923)
  • Московские сцены (фельетон, 1923)
  • Комаровское дело (фельетон, 1923)
  • Киев-город (фельетон, 1923)
  • Лестница в рай (фельетон, 1923)
  • Часы жизни и смерти (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • В часы смерти (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • Египетская мумия (фельетон, 1924)
  • Москва 20-х годов (фельетон, 1924)
  • Путешествие по Крыму (очерк, 1925)
  • Письмо М. А. Булгакова правительству СССР (открытое письмо, 1930)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Александр Петрович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии ~370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, ~500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников

Театральные постановки по произведениям Михаила Булгакова

Музеи

  • Государственный музей М. А. Булгакова в Москве, «Нехорошая квартира».
  • Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б.Садовая, д.10)
  • Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М.Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13.
  • Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) - часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.

Память

120-летие

  • 15 мая 2011 года в Киеве прошло празднования 120-летия со дня рождения М. Булгакова.
  • 15 мая в 22:40 на телеканале «Культура» был показан художественный фильм «Театральный роман».
  • В Москве в музее-квартире на Большой Садовой подготовили три новые выставки:
    • «Новые поступления»;
    • «В ящике письменного стола»;
    • «Восемь снов. Бег».
  • В парке усадьбы Булгаковых в Буче Киевской области произошло празднование дня рождения М. Булгакова. Открыли памятник писателю, заложили сад и провели международный театральный фестиваль.
  • 18 мая 2011 года в высшей лиги Клуба Весёлых и Находчивых был сыгран 3-й четверть финал сезона, темой которого являлся «Булгаков и его творчество».

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)

Булгаковская энциклопедия : http://www.bulgakov.ru/ Московский государственный музей Булгакова : http://www.bulgakovmuseum.ru/ Материал из Википедии - свободной энциклопедии

error: Content is protected !!