В каком хадисе пропущенный намаз. Пропущенные намазы - нужно ли восполнять

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

Чтобы прочитать намаз, необходимо совершение определенных действий телом. Намаз, каждый должен совершать сам за себя. Намаз, совершенный в свое время называется - Ада . Перечитанный по какой либо причине намаз, (например был совершен неправильно, или с какими-либо ошибками) пусть даже совершен в свое время, или после выхода своего времени, называют - Иаде .

Восполнение не прочитанных вовремя; «Фарзов» и «Уаджибов», называют, «Совершать каза». Выполняя ежедневные пятикратные намазы, а также совершая «каза», необходимо соблюсти все правила. Того у кого нет долгов больше чем по пяти намазам, называют ""Обладатель порядка"" . Фарз пятничного намаза, нужно прочитать во время намаза Зухр. Пропустивший утренний намаз, если вспомнить об этом даже во время хутбы, должен будет немедленно сделать «каза». Пока не совершен какой-либо намаз, нельзя совершать последующие пять намазов. Сказано в хадисе: «Проспавший время намаза, или забывший о нем, если вспомнит о нем во время намаза за имамом, должен закончить намаз за имамом. Затем прочитать пропущенный намаз. Затем пусть заново прочитает намаз, прочитанный за имамом» .

Восполнение пропущенных обязательных намазов, является фарзом. Восполнение уаджибов, является уаджибом. Восполнять сунну, не нужно. Единодушное мнение ученых мазхаба Ханафи таково: «Суннаты было приказано читать только в свое время. Несовершенные вовремя суннаты, не остаются висеть долгом на мусульманине. Поэтому было сказано, что по прошествии времени, суннаты не восполняются. А вот сунна намаза Ссубх больше похожа на уаджиб. Поэтому ее нужно восстанавливать до намаза Зухр, вместе с фарзом утреннего намаза. Если, сунна Ссубха была просрочена до времени когда уже прочитан намаз Зухр, то восстанавливать его уже не надо, как и остальные просроченные суннаты. Восполнив пропущенную сунну, уже не получить за нее вознаграждения, сауабы. Будет прочитано как дополнительный, - нафиля - намаз. В книге «İbni Âbidîn » в разделе «Tergîb-üs-salât », (Таргиб-ус-салят) на стр. 162, говорится: ""Суннаты можно прочитать сидя, не имея на то Узра. Не совершать их вообще, грех. Фарзы тоже можно прочитать сидя, но только если есть Узр, (уважительная причина)"".

Большой грех, не совершить фарз намаз, без какой бы то ни было причины. Такие намазы, нужно восполнить. Фарзы и уаджибы можно оставить на Каза только если есть две причины. Первое, стоять перед лицом врага. Второе, опасность поджидающая путника (даже, если намерение быть в пути, меньше трех дней), в виде разбойника, дикого зверя, сели, бури, шторма. Оказавшийся в такой ситуации, может совершать намаз, в любом направлений. Может читать намаз, встав напротив зверя, и делая намаз жестами. Если так сделать нет возможности, то можно оставить намаз на Каза. Оставление намаза на Каза по этим двум причинам, и оставление по причине забывчивости или сна, не является грехом.

В книге «Ашбах», сказано: ""Занятый спасением утопающего, или попавшего в другую подобную ситуацию, и вследствие этого пропустившего намаз, прочитает намаз после"". То есть, когда заканчивается уважительная причина Узр, нужно восполнять пропущенные намаза. Можно отсрочить выполнение фарзов, кроме трех времен: когда читать намазы Харам; чтобы добыть пропитание своим детям; с намерением прочитать в свободное время. Отсрочивание на еще более позднее время, начнет вводить в грех. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уассалам) и его сахабы, в битве «Хандак », несмотря на смертельную усталость и полученные тяжелые ранения, восполнили в ту же ночь пропущенные намазы. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Приблизить друг к другу два фарз намаза, большой грех ». То есть, не прочитать во время один намаз, прочитать его во время другого намаза, самый большой грех. Сказано в хадисе: «Прочитавшего намаз после выхода времени, Всевышний Аллах отправит в Ад на 80 хукба ». Одна хукба, равна 80-и годам на том свете. Один день на том свете равен, 1000 годам в нашем мире. Нужно подумать, если таково наказание за один пропущенный намаз, то каково будет наказание того, кто не совершает намаз вовсе.

Наш Пророк сказал (саллаллаху алейхи уассалам): «Намаз, опора религий. Совершающий намаз, укрепляет Ислам. Тот, кто не совершает намаз, разрушает Ислам» . Еще в одном хадиси шарифе говорится: «В Судный День, в первую очередь спросится за веру человека. Вторым же вопросом будет, совершал ли человек намаз» . Всевышний Аллах сказал: «О, мой раб! Если спасешься после вопросов о намазе, ты спасен. Я облегчу для тебя остальное» . В 45 аяте суры «Анкебут» , сказано: « , и исполняй молитву, потому что молитва предохраняет от скверны и зла» . Наш Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Больше всего, человек приближается к своему Господу, во время намаза» .

Несовершение намаза в свое время, бывает двух видов: 1 - По уважительной причине. 2 - Зная что намаз приказ сверху, не совершать его по лености.

Мусульманин совершает большой грех, оставляя намаз без уважительной причины и совершая его после окончания времени. Это харам. Этот грех не прощается, даже после прочтения намаза в другое время. После совершения Каза этого намаза, прощается грех за неисполнение намаза. Этот грех не прощается, только если раскаяться. Если раскаяться после совершения Каза, то можно надеяться на прощение. Раскаявшись, нужно восполнить пропущенные намазы. Тот, у кого есть силы для восполнения пропущенных намазов, не станет этого делать, совершит особенный грех. Этот грех, начнет увеличиваться, через каждые шесть минут свободного времени, (6 минут, время достаточное для прочтения одного намаза). Потому что, мусульманин, должен восполнять пропущенные намазы, как только выпадет свободное время. Не придавшие значения восполнению пропущенных намазов, удостоятся вечного огня. В книгах « Umdet-ül-islâm » и « Câmi’-ül fetâvâ » сказано: ""Если отказаться от совершения фарза на поле боя, имея на то возможность, то это подобно совершению 700 больших грехов"". Откладывание «Каза», еще больший грех, чем несовершенный вовремя намаз. Как только вознамериться и совершить «Каза», сразу прощается грех за неисполнение намаза.

МОЖНО ЛИ ЗА МЕСТО СУННЫ, СОВЕРШАТЬ «КАЗА»

В книге сеийда Абдулкадира Гейлани « Fütûh-ul gayb » (Футух-уль гайб) сказано: «Верующий, в первую очередь, должен совершить фарзы. После окончания фарзов, должен читать, сунну. После этого, может читать нафиля (дополнительные) намазы. Читать сунну, имея долги по фарзам - большая глупость ». В хадисе, переданном от Али бин Абу Талиба (радиаллаху анх) говорится: «Зря старается тот, кто читает нафиля, когда у него есть долги по фарзам. Пока он не восполнит долги по фарзам, у него не будут приняты нафиля намазы» .

Ученый мазхаба Ханафи Абдулхак Дехлеви, разясняя этот хадис приведенный Абдулкадиром Гейлани, сказал: ""Этот хадис говорит, что не примутся суннаты и нафиля намазы, пока есть долги по фарзам. Мы знаем что сунна, дополняют фарзы. Смысл этого в том, что если, при совершений фарза, была совершена ошибка, которая может послужить причиной непринятия фарза, то совершенные затем сунны, восполняют место этих ошибок, тем самым служат причиной принятия фарзов. А совершение сунны тому кто имеет долги по фарзам, не приносит никакой пользы"".

Шариатский судья Иерусалима, Мухаммед Сыддик Ефенди, объясняя о восполнений намазов ""фаийта"" сказал: ""У великого ученого Ибни Нуджайма спросили, - Если у человека есть долги по намазам, и во время утреннего, обеденного, предвечернего, вечернего и ночного намазов, сунну этих намазов он будет читать с намерением восполнить пропущенные фарзы, то не получится ли так, что он отверг эти сунну. Он ответил, что суннаты этим самым, не будут отвергнуты. Потому что, совершение сунны пяти намазов, это совершение еще одного намаза, помимо фарза. Желание шайтана таково, чтобы намазы не совершались вовсе. Мы же, совершая кроме фарза, еще один намаз, тем самым унижаем шайтана. Совершая «Каза» фарза во время сунны, тем самым совершается и сунна. Тот, у кого есть «Каза», во время любого намаза, остальные намазы кроме фарза, должен возмещать пропущенный намаз, чтобы избавится от долга непрочитанного фарза. Этим самым совершаются и суннаты. Потому что, многие вместо того чтобы прочитать «Каза», читают сунну. Такие отправятся в Ад. Ну а те, которые вместо сунны, читают фарзы, спасутся от Ада"" .

КАК СОВЕРШАТЬ «КАЗА». ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Нужно как можно быстрее восполнять пропущенный намаз и тем самым избежать неминуемого тяжелого наказания. Для этого, и сунну нужно читать с намерением возместить фарз намаз. Те кто не совершал намаз по лености, те у кого есть несколько лет пропущенных намазов, когда начинают постоянно совершать намазы, сунну читают с намерением возместить первый пропущенный фарз намаз. Во всех четырех мазхабах, сунну разрешено читать с намерением возместить, пропущенный фарз. По мазхабу Ханафи, оставлять намазы на «Каза», без уважительных причин, большой грех, (Акбар-и Кабаир). И этот грех, все возрастает и возрастает, в геометрической прогрессии, с каждой свободной минутой, когда человек мог бы совершать намаз. Потому что пропущенный намаз нужно совершать как только выдастся свободная минута.

Чтобы избавится от мучений, не поддающиеся счету, нужно первую сунну намаза ""Зухр"", читать с намерением, возместить первый пропущенный ""Зухр"" намаз. Два ракаата сунны после полуденного фарза, читать с намерением, возместить первый пропущенный ""Ссубх"" намаз. Четыре ракаата сунны ""Асра"" читать с намерением возместить первый пропущенный ""Аср"". Сунну ""Магриба"", с намерением возместить пропущенный ""Магриб"". Во время первой сунны ""ишаа"", читать пропущенный ""ишаа"". Вторую сунну, читать с намерением возместить, пропущенный ""уитр"" намаз. Таким образом, возмещаются пропущенные намазы за один день. Сколько лет не совершался намаз, столько лет и нужно возмещать. Возмещение, так же нужно приблизить, читая пропущенные намазы в свободное время. То что, за несовершенные намазы грех возрастает в геометрической прогрессий, мы сказали выше.

Возмещение (када") пропущенных намазов

Всевышний Аллах повелел нам совершать намазы. Каждый намаз необходимо совершать в предписанный промежуток времени: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время » (4:103). Раз это приказ Аллаха, значит игнорирование этого приказа является одним из больших грехов в жизни мусульман. Жизнь сложная штука, иногда, если даже не хочешь пропускать намаз, по не зависящим от тебя причинам приходится пропускать. В таких случаях необходимо сразу же возместить этот намаз, как только появиться первый шанс, не откладывая на поздний срок. Потом искренне надо покаяться перед Аллахом и в будущем стараться не повторять такой грех. Намаз не будет считаться пропущенным, если он совершен до наступления следующего намаза. Например, если наступило время зухр намаза, а вы в это время по каким-то причинам не можете совершить его сразу же, то вы можете совершить его до наступления аср намаза. Однако, по мере возможности, каждый намаз необходимо совершать в начале его времени, не задерживая намаз до конца его времени. Если у вас на рабочем месте нет возможности совершать весь намаз, то вы можете совершить лишь фард намаз, оставив Сунну.

Если пропустили несколько намазов, то возмещаете их в порядке очередности, как сказано в нижеприведенных хадисах. При возмещений возмещаете только обязательные фард намазы, а дополнительные намазы не возмещаются. Если наступило время очередного намаза, то сначала совершаете этот намаз и только после этого пропущенные намазы в порядке очередности, в противном случае можете пропустить время очередного наступившего намаза. Никогда не возмещаются также и пропущенные дополнительный утренний и уитр намазы (подробнее в разделе «Дополнительные намазы»), как предлагают лжеученые, если собрались их возмещать слишком поздно, т.к. это уже антиСунна.

Указанием на узаконенность возмещения обязательных намазов служат соответствующие действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также его слова. Передают со слов Анаса бин Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого » (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Возвращайте долг Аллаху, Он больше всех достоин того, чтобы отдали Ему должное » (Насаи). В другом хадисе сказано: «Долг Аллаху обладает наибольшим правом на возвращение » (Насаи).

Сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а потом в страхе поднялись и мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел садиться верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешился и велел мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил добровольную молитву в два ракаата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно » (Муслим).

Сообщается, что Джабир бин "Абдуллах сказал: «В (один из) дней битвы у рва "Умар бин аль-Хаттаб вернулся (в лагерь мусульман) после захода солнца и принялся ругать неверных курайшитов, (а потом) сказал: «О Посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную молитву, как солнце начало уходить за горизонт». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же воскликнул: «Клянусь Аллахом, а я (вообще) не совершил ее!» Затем мы направились в сторону Бутхана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как и все мы, совершил омовение, а когда солнце зашло, он (сначала) совершил послеполуденную молитву, а после этого - вечернюю » (Бухари).

Абу ‘Убейда передаёт со слов своего отца ‘Абдуллы ибн Мас‘уда: «В день битвы у рва многобожники не дали Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) прочитать четыре намаза, пока не прошла часть ночи, сколько Аллах Та‘аля пожелал. Затем Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю сделать азан, затем икамат, и прочитали зухр намаз. После этого заново сказали икамат и прочитали ‘аср намаз. Затем сделали икамат, и прочитали магриб. Снова совершили икамат и прочитали ‘иша намаз » (Тирмизи, Насаи).

Вопрос : Мне 19 лет, начал молиться с 18 лет. Как мне восполнить пропущенные мною молитвы?

Ответ : Вам нужно постараться определить, когда Вы достигли половозрелого возраста и посчитать количество пропущенных намазов с того времени до сегодняшнего дня. Вы будете делать каза (возмещение - прим. А.М. ) за пропущенные намазы фаджр, зухр, аср, магриб, иша и витр. Вам необходимо будет делать каза за пропущенные намазы таким же образом, как если бы Вы читали их индивидуально, но с намерением, что Вы совершаете каза...

Из книги Сухайла Тармахамеда "Современные фетвы" (ответы на вопросы 2009-2011).

С большинством написанного в данной книге я согласен. Но когда прочитал эту фетву, то просто не мог не отреагировать на это безобразие. Отвечающий обязывает спрашивающего восполнять пропущенные им по невежеству, лени или ещё Бог весть какой причине молитвы как минимум за четыре года. А теперь представьте, если бы вместо этого молодого человека к нему обратился 60-летний старец, начавший молиться только вчера. Каково, а? С чего он это взял и, главное, где доводы на это из шариатских текстов?

Теперь немного по пунктам о том, кем является оставивший или никогда не совершавший пятикратную молитву:

1) « Обязательство между нами и ими (неверными - прим. А.М.) - молитва. Тот, кто оставил её впал в неверие ». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Замечу, что если прочитать данный хадис на арабском языке, то увидим, что перед словом "неверие" ("куфр") стоит определённый артикль "аль-", т.е. "аль-куфр". Учёные, специалисты по арабскому языку единогласны, что в случае постановки перед этим словом определённого артикля, оно имеет значение большого неверия, т.е. выхода из Ислама.

2) Сообщается, что Абдуллах ибн Шакик аль-Акыли сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали неверием отказ от какого-либо дела, кроме молитвы ». Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-хаким, который сказал, что он отвечает условиям аль-Бухари и Муслима.

3) В книге "ат-Тариг" приводится сообщение со слов Ибн Масуда: "Н ет религии у того, кто оставит молитву "".

4) Ибн Хазм писал: «Умар ибн аль-Хаттаб, Абдуррахман ибн Ауф, Муаз ибн Джабаль, Абу Хурайра и другие славные Сподвижники считали: «Тот, кто оставил хотя бы одну обязательную молитву, не имея причин, совершает неверие и становится вероотступником. И мы не знаем, чтобы в этом вопросе между ними были разногласия ». (Ат-Таргиб ват-Тархиб, Аль Мунзири).

Если так сподвижники отзывались о человеке, пропустившем одну молитву без уважительной причины, представьте, что бы они сказали о человеке, который вообще до определённого возраста не совершил ни одного ракаата? Вне всякого сомнения, в этот период времени он не был верующим, ибо все хадисы, слова праведных предшественников и ранних учёных указывают на то, что нет молитвы - нет веры. Хвала Аллаху, Который наставил этого человека на правильный путь, Который принимает покаяние и стирает грехи. Человек покаялся и покорился Аллаху, но зачем ему восполнять то, что было упущено им в период неверия и порока? Это так же невозможно, как сегодня вернуть вчерашний день. Это так же невозможно, как вернуться из иного мира обратно в мир этот на исправление ошибок. Поэтому данное деяние (чтение пропущенного 5, 10, 20 лет назад намаза) не принесёт никакой пользы.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

" Воистину, намаз предписан верующим в определенное время " (4:103).

В хадисе, переданного со слов Абу Салябы аль-Хушанни Джурсума бин Нашира, сказано: " Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их " (ад-Дараккутни).

Исполнение религиозных обязанностей раньше или позже установленного для них времени - это нарушение границ Аллаха. Поэтому не будет действительной как молитва, совершённая раньше, так и совершённая позже установленного времени. Между одним и другим нет никакой разницы. Существуют лишь два исключения, особо указанные в сунне: " Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней " (Муслим 1/477). Возможно, отвечающий на вопрос руководствовался именно этим хадисом, говоря о возмещении пропущенных намазов. Однако этот довод не является уместным в данном случае. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:

Спящий и забывший о молитве не являются теми, кто пропустил ее. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли ("маджму’уль-фатауа" 23/335).

Поэтому возложение обязательства на человека возмещать пропущенные намазы за год, 5, 10, 20, 40 лет является не чем иным, как религиозным новшеством (бидаатом), не имеющим основы в шариате. Да и не сможет человек, пропускавший молитву в течение 20 лет, к примеру, прочитать 36 500 намазов, даже если посвятит этому оставшуюся жизнь. Это просто безумие какое-то. Ему просто следует покаяться перед Аллахом за свою беспечность и продолжить жизнь в соответствии с Его установлениями, совершая ежедневно по 5 намазов.

Однако отвечающий на вопрос не ограничился пятью намазами, но добавил ещё шестой. А именно: намаз-витр, который вовсе не является обязательным (фард). Это дополнительная ночная молитва, состоящая из нечётного числа ракаатов, которая читается по желанию. Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха аль-Ансари, что один человек обратился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с вопросом: "Скажи мне: если я буду совершать пять обязательных молитв , поститься во время рамадана и считать дозволенным дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в рай? ", - и он сказал: "Да ". (Муслим). Если бы витр-намаз был обязательным, то, разумеется, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил бы тому человеку, что совершение пяти обязательных намазов ежедневно достаточно. Но о витре в этом и подобном ему хадисах не сказано ни слова. Поэтому возложение на себя и других шестой обязательной молитвы является ещё одним самостоятельным бидаатом.

И хвала Аллаху, Господу миров!

Намаз - обязанность каждого мусульманина. Это опора ислама. Пятикратная молитва укрепляет веру; благодаря ей человек ощущает связь с Всевышним. Коран требует неукоснительного исполнения мусульманами намаза, ведь это ключ к двери от рая. Он очищает молящегося от грехов и дарует ему ощущение безграничного счастья. Современный мир диктует свои правила, и не всегда верующему человеку удается прочитать все пять молитв за сутки. Как восполнить пропущенный намаз и нужно ли это делать?

Что такое намаз?

Это молитвы, которые каждый мусульманин обязан читать пять раз в сутки. Намаз нужно совершать утром, в полдень, после обеда, вечером и ночью. Регулярность его совершения - главное требование ислама. Верующие люди должны помнить про 5 промежутков времени, установленные для намаза.

Регулярное чтение в сутки обязательной пятикратной молитвы является главным признаком веры человека в Аллаха. Об этом напоминает Пророк Мухаммед, и его слова закреплены в священном Коране. В хадисе Посланника Всевышнего сказано, что рухнет религия того, кто оставил намаз или забыл про него. Мусульмане стараются соблюдать прописанную Кораном регулярность молитв. Имамы (исламские священнослужители) учат людей, как восполнить пропущенный намаз, если он не был исполнен по уважительной и неуважительной причинам.

Важность молитвы

Все каноны Шариата доносились Аллахом до людей через Пророка Мухаммеда. Он же получал всю информацию от архангела Джебраила. Ангел был посредником между Всевышним и Пророком. Но однажды в ночь Вознесения Аллах позвал к себе Мухаммеда и одарил его ценным подарком - намазом. Эта произошло без участия посредника - архангела Джебраила. Именно поэтому намаз стал представлять особую ценность для Пророка и людей из его общины. Молитва эта была особым диалогом человека с Создателем.

Пренебрегать намазом нельзя. В Судный день Аллах будет спрашивать у людей регулярность совершения молитвенных ритуалов на земле. Поэтому каждый мусульманин обязан помнить про пятикратную молитву и знать, можно ли восполнить пропущенный намаз и как это делать.

В хадисе Пророка Мухаммеда говорится, что человек, который совершает пятикратную молитву в сутки, подобен тому, кто 5 раз искупался в реке. Как вода очищает человеческое тело от грязи, так намаз избавляет душу от грехов. Молитвы воздерживают человека от непристойных и запретных поступков и дарят ему духовную энергию. Намаз рекомендуется совершать во время тревог, переживаний, неудач. Регулярные молитвенные ритуалы помогают сохранять душевное спокойствие, придают человеку внутренние силы, с помощью которых он может преодолеть все преграды. Если мусульманин по какой-либо причине пропустил обязательную молитву, лучше обратиться к имаму за советом, как восполнить пропущенный намаз.

Правила проведения

Религия ислам строится на пяти столпах.

  1. Вера, что нет Бога, кроме Аллаха и Его посланника - Пророка Мухаммеда.
  2. Обязательное совершение намаза.
  3. Предоставление закята.
  4. Соблюдение поста в месяц Рамадан.
  5. Хадж - совершение паломнического путешествия в Мекку (тем, у кого есть возможность).

Намаз - это одно из главных деяний, за которое будет отчитываться каждый человек в Судный день. Очень важно не просто регулярно читать молитвы, а делать это искренне и от всего сердца.

Прежде чем приступать к молитвенному ритуалу, каждый мусульманин производит омовение. Намаз нужно совершает в чистой одежде, которая закрывает практически все тело: у женщин остаются открытыми только кисти рук и лицо, а у мужчин должна быть прикрыта часть тела от пупка до колен. Молитва читается в установленное время. Лицо молящегося должно быть повернуто в сторону Каабы (Мекка).

Утренняя молитва читается перед рассветом и состоит из двух рака"атов. Намаз, совершаемый в полдень, днем и ночью включает четыре рака"ата, а вечерняя молитва состоит из трех. Мусульмане должны соблюдать пятикратную регулярность молитв. В некоторых случаях пропущенный намаз не считается грехом. Нужно знать ситуации, когда непрочитанная молитва прощается, а когда — нет. Каждый мусульманин должен понимать, как восполнить пропущенный намаз.

Как восполнять обязательные ежедневные молитвы?

Намаз, который совершается в установленное время, называют «эда». Несвоевременно прочитанная молитва - это «када». Также в исламе существует такое понятие, как «фаид» — невозмещаемый намаз. Пропущенная обязательная молитва считается грехом. Чтобы его снять, нужно провести несовершенный молитвенный ритуал. Как и когда можно восполнить пропущенный намаз? Пророк Мухаммед так отвечал на этот вопрос: если кто-то из людей забыл совершить намаз, то должен сделать это, как только вспомнит. Если же человек уснул и не прочитал обязательную молитву, то обязан сделать это, как только проснется. Когда мусульманин пропускает намаз без причины, то он должен не только его восполнять, но и совершать покаяние (тауба).

Правила возмещения

У мусульман исполнение какого-либо действия несвоевременно называется «каза». Понятие это употребляется в религиозной сфере. Как правильно восполнять пропущенные намазы?

Не прочтенные обязательные молитвы можно читать в любой последовательности. Но для этого необходимо соблюдать определенное условие - присутствие намерения (ниййя). Намаз может восполняться во время коллективных молитв с другими мусульманами.

Обязательные молитвенные ритуалы нельзя совершать в течение 50 минут после восхода солнца, а также перед заходом дневного светила (в это время на него не тяжело смотреть). Намаз запрещается совершать в полдень, когда солнце находится «над головой».

Если пропущенные молитвы не превышают шести штук, то их следует читать в той последовательности, в которой они стоят обычно одна за другой. Если количество пропущенных намазов больше 6, то эта последовательность может не соблюдаться.

Ночная молитва также подлежит исполнению. Утренний намаз восполняется с фардом в промежуток времени, начинающийся после восхода солнца и заканчивающийся полуднем.

Уважительная причина

Нужно ли восполнять пропущенные намазы, если человек пропустил их по уважительным причинам? Пророк Мухаммед говорил, что возмещению подлежат все пропущенные намазы независимо от причины. Необходимо лишь соблюдать условия их проведения и отработки. Если человек возместил молитвы не в нужной последовательности из-за незнания, то можно все оставить как есть. Какая-бы уважительная причина не была у мусульманина, он обязан прочитать пропущенную молитву, когда у него появляется на это возможность. Возмещению не подлежат намазы, которые пропускаются умышленно. Но вместо этого человек должен покаяться перед Всевышним. Если намаз не был совершен из-за того, что мусульманин находился в дороге, то его следует провести, как только он окажется дома. Молитву можно прочитать в сокращенном варианте.

Бытовые неурядицы, лень, плохое настроение не считаются уважительными причинами несовершения обязательной молитвы.

Если проспал или забыл про намаз

Пророк Мухаммед говорил, что если человек уснул и не совершил намаз, то он должен его осуществить, как только проснется (Мус-лим 1/477). Если же мусульманин знал, что время утренней молитвы приходится на 06:00, но при этом поставил будильник на 08:00, то он считается умышленно пропустившим обязательную молитву. Такой человек очень легко может впасть в неверие.

Что делать, если пропустил утренний намаз? Когда его восполнить? Как правило, сунна утреннего намаза восполняется после восхода солнца до наступления полуденного времени.

Мнение ханафитского мазхаба

Его нужно учесть, чтобы точно знать, в какой последовательности возмещать пропущенные молитвы. Умар Насухи Бильмен писал, как восполнять пропущенные намазы по ханафитскому мазхабу. Он утверждает, что совершать пропущенные молитвы предпочтительнее перед чтением Однако оставлять суннат-намазы ради восполнения не прочтенных молитв нельзя. Мусульманин должен в первую очередь совершить обязательный намаз, а после может выделить время для чтения пропущенной молитвы.

Возмещение намаза женщинами

Каждый мусульманин обязан прочитать пропущенный намаз, даже если у него были на это уважительные причины. Когда можно восполнить молитвы женщинам, которые пропустили их из-за менструаций? В хадисах, переданных ль-Бухари, Муслимом, сказано, что женщине не нужно возмещать намазы, пропущенные во время ежемесячных менструальных циклов. Этого мнения придерживаются большинство сподвижников и последователей Пророка Мухаммеда. Но пост, не соблюденный женщиной по этой же причине, подлежит возмещению.

error: Content is protected !!