Индивидуальный учебный план форма заявки для ученика. Что такое индивидуальный учебный план и как его составить. II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Что такое ИУП?

ИУП является рабочим документом студента, который содержит информацию о перечне и сроках изучения учебных дисциплин, выбранных для освоения из утвержденных РУПов университета, объеме учебной нагрузки студента и системе оценивания по каждой дисциплине.

В каких случаях студенту оформляется типовой ИУП?

Типовой ИУП готовится каждому студенту на основании его личного заявления ежегодно перед началом обучения. Типовой ИУП студента рассчитан на один учебный год. В него включаются элементы учебного плана, определенные для текущего курса студента на текущий учебный год в , с теми сроками проведения экзаменов, которые также отражены в РУП (). Типовой ИУП включает базовые дисциплины и вариативные, которые студент выбирает в определенные сроки, как правило, используя специальные модули в .

Типовой ИУП оформляется учебным офисом образовательной программы. Может использоваться бумажная технология (в двух экземплярах ИУП подписывается, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле), либо фиксация типового ИУП в личном кабинете в .

Типовой ИУП является обязательным к выполнению студентом в течение учебного года.

Студент может включить в типовой ИУП сверх стандартных 60 кредитов дисциплин из учебных планов своей или других образовательных программ не более чем на 6 зачетных единиц (кредитов).


Что мне сделать, чтобы включить в свой типовой ИУП дополнительные дисциплины более чем на 6 кредитов?

Вы можете заключить договор на платные образовательные услуги, перечислив в нем список дисциплин, которые вы планируете изучать. Стоимость обучения по таким дисциплинам рассчитывается пропорционально числу кредитов и стоимости года обучения на той образовательной программе, в которую включена эта дисциплина.

Например, в вашем типовом ИУПе уже значатся элементов учебного плана на 66 кредитов. Но вы планируете изучить еще одну дисциплину из другой образовательной программы, которая весит 5 кредитов. Для того, чтобы желание было реализовано, вам необходимо получить согласие своего академического руководителя, преподавателя интересующей вас дисциплины, в виде виз на заявлении на имя вашего академического руководителя с просьбой разрешить изучать дополнительную дисциплину сверх разрешенной нормы по числу кредитов. При положительном решении - менеджер той программы, к которой принадлежит интерсующая вас дисциплина, заключит с вами договор на освоение части образовательной программы. Стоимость обучения по такой дополнительной дисциплине составит 5/60 * стоимость года обучения на соответствующем курсе этой образовательной программы.

В каких случаях студенту оформляется специальный ИУП?

Специальный ИУП готовится студенту индивидуально на основании его личного заявления в следующих ситуациях:

  • при ;
  • при , отчисленного ранее из НИУ ВШЭ;
  • при ;
  • при получении параллельно второго высшего образования;
  • при переводе студента на ускоренное обучение;
  • при участии студента НИУ ВШЭ в программе .
  • для повторного изучения дисциплин при наличии академических задолженностей (не более чем по двум учебным дисциплинам), полученным в течение двух модулей одного учебного полугодия. Студенты, уже обучавшиеся по индивидуальному учебному плану с повторным изучением дисциплин, могут продолжить обучение, включив дополнительные дисциплины в свой ИУП.

ИУП с повторным обучением возможен только при обучении студента на коммерческой основе. Если бюджетный студент принимает решение о повторном изучении дисциплин для ликвидации в будущем имеющихся академических задолженностей, он должен будет перейти на коммерческое обучение.

Специальный ИУП студента составляется до конца текущего учебного года, затем составляется следующий на новый учебный год. При этом общее количество кредитов по ИУП в учебном году не может превышать 75. (Форма ).

Специальный ИУП в обязательном порядке утверждается приказом. Он оформляется учебным офисом в двух экземплярах, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле как приложение к приказу.

Каким документом регламентируется в НИУ ВШЭ предоставление специального ИУП с повтором в случае академической задолженности?

«Об обучении по индивидуальным учебным планам студентов, имеющих академическую задолженность» (Приложение 5 к )

Что означает повторное изучение дисциплины?

Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Дисциплине в сроки, определенные в рабочем учебном плане у студентов предыдущего курса этого же направления подготовки; либо прослушивание учебной Дисциплины на другом направлении подготовки, если при изучении Дисциплины/части Дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов Дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка, используется идентичная программа Дисциплины.

Повторное прохождение промежуточной аттестации по Дисциплине, входящей в ИУП с повтором и подлежащей повторному изучению, возможно только после завершения повторного изучения этой дисциплины, в течение экзаменационного периода, определенного графиком учебного процесса на учебный год.

Нужно ли оплачивать дисциплины, изучаемые повторно?

Студенты, обучающиеся по ИУП с повтором, наряду с оплатой стоимости текущего обучения, в соответствии с условиями заключенного договора об оказании платных образовательных услуг и установленным в Университете порядком, производят оплату стоимости обучения по учебным дисциплинам, подлежащим повторному изучению. Расчет стоимости производится в соответствии с , оказываемых студентам при изменении образовательной траектории студентов.

Как рассчитывается стоимость обучения в случае ИУП с повтором?

При расчете цены договора стоимость обучения умножается на коэффициент кредитных единиц.

Например:

  • ИУП студента, которому предоставляется возможность повторного изучения дисциплин, предусматривает 65 кредитных единиц.
  • РУП курса, на котором студент обучается/будет обучаться в следующем году, предусматривает 60 кредитных единиц.
  • Коэффициент равен 65/60
  • Стоимость обучения равна 300 тысяч рублей в год
  • Цена договора будет равна: 65/60*300 тысяч = 325 тысяч рублей

Если студент, перешедший на ИУП с повтором, отчисляется, не завершив его, будет ли ему возвращены денежные средства и в каком размере?

Сумма подлежащей возврату переплаты за непредоставленные образовательные услуги (при отчислении студента, при расторжении договора, при уменьшении количества образовательных услуг) равна разнице суммы средств, которая была оплачена по договору, и стоимости фактически оказанных образовательных услуг за весь период действия договора, и выплачивается по заявлению студента.

Переводится ли на следующий курс студент, перешедший на ИУП с повтором?

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг, переводится на следующий курс (осенний период) или продолжает учиться на текущем курсе (весенний период и осенний период).
Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других Дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется записью в личном заявлении студента о предоставлении ему ИУП с повтором.

В каких случаях ИУП с повтором предоставляется без перевода на платное обучение?

Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут использовать указанную в п.162 возможность без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случая, если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля).

Что влечёт за собой отказ от перехода на ИУП с повтором при наличии академических задолженностей не более чем по двум разным дисциплинам?

Студенты, отказавшиеся от обучения по ИУП с повтором, отчисляются за академическую неуспеваемость. Порядок восстановления описан .

В каких случаях ИУП не может быть предоставлен?

Если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля, то он подлежит отчислению без права оформления ИУП с повтором.

Когда ИУП считается выполненным?

ИУП считается выполненным, если успешно и в указанный срок пройдены все формы контроля, в нем запланированные.

Могут ли в ИУП вноситься изменения?

Изменения в ИУП могут вноситься на основании личного заявления студента или по инициативе учебного офиса образовательной программы, с обязательным согласованием вносимых изменений с академическим руководителем образовательной программы.

Сколько за время обучения у студента может быть ИУП?

В зависимости от уровня и формы обучения – типовых ИУП от 2 (у магистров очной формы обучения) до 6-7 (у специалистов очно-заочной формы обучения), по одному на каждый учебный год. Количество специальных ИУП зависит от образовательной траектории студента. При этом совокупность всех ИУП студента должна в сумме давать количество дисциплин (как обязательных, так и по выбору), количество кредитов и форм контроля, практик, проектов и курсовых работ, а также мероприятий ГИА, не меньшее аналогичных показателей в учебном плане соответствующего года набора. При этом суммарное время, затраченное на выполнение всех ИУП студента, может отличаться от запланированного в стандартного срока освоения образовательной программы. Образовательная программа считается выполненной, если выполнены все ИУПы студента.

В последние годы одной из наиболее популярных тем, касающихся обучения, стала проблема индивидуализации. Многие ученики и их родители слышали о существовании форм образовательного процесса, отличающихся от традиционной классно-урочной системы.

Сегодня школьники вправе получать образование по индивидуальному маршруту, который может быть осуществлен по принципу дистанционного получения знаний, экстерната, а также индивидуального обучения в школе. Многие слышали об этих видах занятий, однако не все могут похвастаться доскональным знанием вопроса. В данной статье будет рассмотрена сущность обучения по индивидуальному учебному плану в школе, а также достоинства и недостатки такой формы.

Для чего это нужно?

Получение образования, организованного по собственному маршруту, призвано обеспечить усвоение знаний умений и навыков, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, лицами, нуждающимися в особом подходе.

Существование такого вида прохождения школьной программы обеспечивает осуществление конституционного положения о всеобщем праве на получение образования. Поэтому такое обучение предоставляется ребенку на бесплатной основе, как и образование стандартного типа.

Также наличие в стране подобной услуги говорит о том, что российская система образования учитывает интересы и потребности людей с ослабленным здоровьем и дает им возможность получать знания наряду с прочими гражданами, согласно установленным стандартам.

Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе?

Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем. Можно назвать следующие категории детей, нуждающихся в подобной образовательной услуге:

  • Лица, не выполняющие учебную программу на удовлетворительную оценку. Если ребенок не успевает по одному или более предметам, то обучение проблемным дисциплинам может быть переведено в индивидуальный режим.
  • Особо одаренные дети, способные осваивать программу по какому-либо предмету в сжатые сроки, а также имеющие необходимые задатки для прохождения углубленного курса.
  • Школьники, занятые в различных секциях, кружках самодеятельности, которые регулярно участвует в различного рода спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, концертах и так далее. Такие дети имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс в классном коллективе.
  • Дети, имеющие другие причины на обучение в школе в индивидуальной форме.

Хроническая неуспеваемость

Школьники, которые неудовлетворительно учатся по одному или нескольким предметам в силу каких либо причин, могут быть переведены на индивидуальный режим. Также на такую форму получения образования могут рассчитывать лица, у которых ввиду психологических особенностей личности не получается выстраивать отношения с коллективом детей. В этом случае в учебный план, рассчитанный на конкретного школьника, кроме обязательных дисциплин, включаются также занятия с психологами и необходимые комплексы мер по устранению хронической неуспеваемости.

После преодоления сложившихся проблем и компенсации отставания от остального класса такой ребенок может быть переведен обратно на традиционное обучение.

Кроме перечисленных детей с проблемами здоровья, а также психологическими особенностями личности, индивидуальное обучение в школе может быть рекомендовано и тем ребятам, которые отличаются неудовлетворительным поведением, но в силу определенных причин не могут быть отправлены для получения образования в специальные учреждения.

В прохождении особого образовательного маршрута для таких школьников, безусловно, больше плюсов, чем минусов. Во-первых, находясь на подобном обучении, ребенок не чувствует своей неполноценности по отношению к одноклассникам. Во-вторых, если речь идет о хулиганах, чье поведение мешает другим детям получать знания, то здесь положительный результат перевода ученика на индивидуальный режим тоже очевиден.

Кроме того, общение один на один с педагогом в большинстве случаев положительно сказывается на успехах школьника. Если вовремя осуществить переход на подобную систему, то можно избежать таких негативных последствий, как накопление многочисленных академических задолженностей и повторное обучение в одном и том же классе.

Одаренные дети

Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья и по причине психологических особенностей личности, как было сказано выше, не является единственной разновидностью такого образования. В особом подходе нуждаются также дети, обладающие различными талантами и одаренные в какой-либо области. В педагогической психологии существует даже особый раздел, посвященный изучению личностных характеристик подобных учеников.

Их отличие от среднестатистических детей состоит в не только в том, что они обладают отличными задатками для деятельности в какой-либо сфере, но нередко и значительным отставанием по другим образовательным предметам. Поэтому такие школьники часто нуждаются не только в ускоренном углубленном прохождении курсов по одной или нескольким дисциплинам, но также и в корректировке самостоятельных занятий по некоторым предметам.

Также известно, что подобные личности нередко являются более уязвимыми с психологической точки зрения. Общение в коллективе часто приносит им различные отрицательные эмоции.

Поэтому задача педагогов состоит не только в раскрытии их таланта и содействии дальнейшему развитию такого ребенка, но и в помощи родителям в выборе правильного образовательного маршрута для их сына или дочки.

О спорт, ты - жизнь!

Другой категорией учеников, которые могут рассчитывать на индивидуальную программу обучения в школе, являются те, кто уже в столь раннем возрасте начал профессиональную карьеру. Как правило, это спортсмены, участники различных крупных соревнований регионального и международного уровня, а также ученики музыкальных школ, участвующие в разного рода конкурсах. Такая деятельность связана с регулярными поездками, а значит, ребенку необходимо делать более или менее продолжительные перерывы в обучении. Но, как говорят некоторые эксперты в области образования, сегодня уже прошли те времена, когда спортсмены представляли собой группу людей со значительными недостатками в образовании.

Современный атлет - это человек, не только обладающий необходимыми физическими данными, но и обширными знаниями по ряду научных дисциплин. Специальная информация, безусловно, необходима им для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

Ведь если спортсмен не только прекрасно подготовлен физически, но и будет иметь теоретическую базу, то это ускорит его профессиональный рост.

Другие причины

В законе об образовании упомянута еще одна категория лиц, которая может рассчитывать на построение индивидуального маршрута образования. Этот пункт обозначен коротким словом "другие".

Хотя в тексте закона не уточняется, кто может быть отнесен к данной категории, но можно предположить, что сюда следует причислить, например, тех, для кого обучение в коллективе неприемлемо по религиозным взглядам. Либо по программе индивидуального обучения учащихся в школе могут заниматься дети военных или других лиц, чья деятельность связана с постоянными переездами из одного региона в другой, а, соответственно, ребенок вынужден часто менять образовательные заведения.

Разновидности индивидуального обучения

Существует несколько вариантов индивидуального построения образовательного маршрута. Причем каждый из них может иметь ряд вариаций. Далее будут рассмотрены основные типы такого получения образования.

  • Индивидуальное обучение на дому (школа не посещается). Такая программа лучше всего подходит для детей с медицинскими ограничениями по здоровью. Инвалиды с нарушением двигательного аппарата испытывают большие трудности при дальних перемещениях. Не всегда здание школы находится в шаговой доступности от дома такого ученика. Поэтому наиболее благоприятным и результативным будет получение образования в домашних условиях.
  • Индивидуальное обучение учащихся в школе. Такой вариант больше всего подходит для всех остальных лиц, чья потребность в подобном обучении не связана с ограничениями по здоровью. В таком случае экономится также личное время педагогов, поскольку их рабочий график мало отличается от занятий с детьми, получающими образование в коллективе.

О разновидностях этих двух типов индивидуального обучения речь пойдет в следующих главах.

Другие особенности процесса

Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.

Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.

Научно-технический прогресс на службе у образования

Кроме того, ограниченное число академических часов может быть компенсировано за счет использования современных технических средств, таких как интернет и разнообразные носители информации. В законе сказано, что индивидуальное обучение ребенка в школе может проходить и дистанционно, посредством использования Всемирной паутины. Также информация может быть предоставлена ему на других носителях, таких как компакт-диски с записями различных учебных программ и аудио- и видеоверсиями уроков.

В электронном виде нередко осуществляется и промежуточное тестирование школьника.

При подобном способе получения образования ребенку нет необходимости прерывать занятия даже при регулярных поездках на какие-либо соревнования или концертные выступления.

Он может самостоятельно планировать свой учебный график, подстраивая его под расписание других видов деятельности.

Нормативная основа

Какими законами индивидуальное обучение в школе регламентировано?

Прежде всего, о наличии в школе подобной услуги должно быть сказано в ее уставе. Этот документ, в свою очередь, основывается на положениях Законов об образовании и о индивидуальном обучении в школе. Также действие подобного вида маршрута получения знаний утверждено серией других документов, таких как письма министерства образования и прочих.

Необходимые действия родителей

Немаловажным вопросом является и такой: как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?

Итак, если ваши сын или дочка нуждаются в подобной образовательной услуге, то следует написать заявление на имя директора той школы, в которую он ходит.

Необходимо помнить, что такое получение образования возможно уже с первого класса. То есть школьник может начать свое обучение уже по индивидуальной программе. В этом заявлении нужно перечислить предметы, которые в обязательном порядке изучаются на данной ступени образования. Также можно упомянуть о пожеланиях, которые выдвигает ребенок и его родители.

К таким запросам можно отнести, например, просьбу осуществлять индивидуальное обучение в начальной школе по какому-нибудь предмету в углубленной форме. Здесь может быть перечислен ряд причин для ускорения прохождения программы или наоборот для его замедления. При этом нужно быть готовым к тому, что за подобные дополнительные услуги учебное заведение попросит оплату в определенном размере. Обучение обязательным предметам должно проходить бесплатно.

Если школа отказала

Индивидуальное обучение ребенка в школе должно быть непременно одобрено администрацией заведения. Если в получении такой образовательной услуги отказано, то родителям школьника не стоит отчаиваться. Они могут обратиться в местное отделение министерства образования. Если отказ получен по той причине, что в уставе данного заведения нет положения об индивидуальном обучении в школе, то вышестоящие чиновники могут обязать директора внести в этот документ соответствующий пункт.

Образовательные центры

Кроме обучения по индивидуальному учебному плану в школе, возможно также получение дополнительного образования в специальных центрах. Такие учреждения предоставляют возможность не только лицам школьного возраста, но и другим гражданам получать знания по программам, осуществляемым в данный момент.

В последнее время наиболее популярными курсами в центрах индивидуального образования являются школы иностранного языка.

Порядок занятий

Организация индивидуального обучения в школе осуществляется согласно следующему порядку. Когда заявление, составленное родителями, подписано директором учебного заведения, происходит разработка плана, а также расписания занятий.

Составление первого из перечисленных документов ведется совместно с родителями или законными представителями школьника. При этом обычно учитываются личные пожелания ребенка, его интересы, замечания родственников. Также принимается во внимание состояние здоровья обучающегося.

В соответствующих документах указывается количество предметов, необходимых для прохождения в рамках курса. При составлении рабочих программ в школах России по индивидуальному обучению по каждому из предметов назначаются педагоги. Предпочтение отдается тем специалистам, которые работают с данным классом, то есть с тем учебным коллективом, к которому приписан ребенок. Если в учреждении не хватает кадров, то школа привлекает к этой работе внештатных сотрудников.

По каждой дисциплине определяются даты, когда должны проводиться зачеты и контрольные работы. Если индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья прерывается на время пребывания ребенка в медицинском заведении, то пропущенные уроки по заявлению родителей подлежат обязательной компенсации, то есть их время переносится на другие даты.

В случае, если педагог находится на больничном, назначают замещающего специалиста, или уроки переносят до выздоровления учителя.

Работа по государственным стандартам

Все школьники, находящиеся на индивидуальном обучении, также как и их ровесники, проходящие традиционный маршрут образования, сдают экзамены, в том числе и итоговые, получают отметки, имеют такое же количество выходных и каникул, как их товарищи. Поэтому их аттестат ничем не отличается от документов, выдаваемых школьникам после окончания традиционной программы.

Работа с документами

Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.

По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.

Проблемы и их решения

Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.

Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.

Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.

Заключение

Данная статья была посвящена проблемам индивидуального обучения детей в российских школах. Такой тип получения знаний может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на дому ребенка. Сегодня в распоряжении детей, нуждающихся в подобном подходе, есть многочисленные технические средства, во многом облегчающие прохождение ими образовательной программы.

В первых главах этого материала был затронут вопрос о том, кто имеет право на получение подобного рода образования. Также приведены нормативные документы, регламентирующие осуществление индивидуального обучения в России.

Важной частью статьи является глава о том, какие действия должны быть предприняты родителями детей, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения в школе. При наличии всех необходимых документов, а также заявления на имя директора школы, обычно перевод обучающихся на такой вид получения образования осуществляется в течение нескольких месяцев.

Индивидуальное обучение, наряду с другими его видами, является полноправной формой получения образования.

Поэтому после окончания подобного курса школьники получают аттестат государственного образца.


для составления индивидуального учебного плана

Введение профильного обучения коренным образом изменяет деятельность школы, так как позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика. Организация личностно ориентированного образовательного процесса, создающего среду для построения учеником собственной траектории образования, – именно эту мысль школа № 91 Санкт-Петербурга считает основной, вот уже
10 лет занимаясь опытно-экспериментальной работой по реализации профильного обучения…

Индивидуальный учебный план школьника это совокупность предметов (т.е. предметов, изучаемых на общеобразовательном и профильном уровнях, а также элективных курсов), выбранных ребенком для изучения из плана своей школы, а возможно, и из учебного плана учреждения-партнера (другой школы, учреждения дополнительного образования и т.п.). Такой план может иметь каждый ученик старших классов. Комбинация числа уроков (часов), отводимых на изучение того или иного предмета в индивидуальном учебном плане, у разных учащихся может быть различной.

Отбор профилей обучения для конкретного учащегося может осуществляться по различным основаниям:

– развитие интеллектуальных способностей учащихся;

– психические способности (мышление, память, восприятие);

– свойства, отражающие приобретенный индивидуальный опыт, необходимый для выбора данного профиля;

– личный выбор ученика.

Предварительный этап выбора профиля обучения предполагает:

    разработку и уточнение перечня востребованных курсов по каждой образовательной области и практически по каждому учебному предмету;

    согласование их содержания с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;

    разработку рекомендаций по составлению индивидуального плана, адресованного учащимся; подготовку памятки для выпускника основной школы; чистых бланков с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися, и других необходимых материалов;

    разъяснение учащимся и их родителям особенностей организации учебного процесса; специальное выделение ограничительных факторов (в индивидуальном учебном плане должны быть представлены все образовательные области, учебная нагрузка должна быть в пределах от 30 до 36 часов в неделю, часть предметов выбрана для углубленного изучения и т.п.); проведение индивидуальной работы с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

    разработку новых принципов организации учащихся в группы, поскольку обычная классно-урочная система не соответствует используемой технологии (за основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя группы переменного, «плавающего» состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету);

    разработку технологии составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработку вопроса о замене «классного» журнала на «журнал учителя».

Большим и трудоемким этапом организации профильного обучения является согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

При всей успешности работы школы № 91 по реализации профильных образовательных программ было очевидно, что существующая профилизация осуществляется за счет перегрузки учащихся (школа вынуждена была учить «всех всему» за счет свободного времени учащихся и учителей). Кроме того, школа пришла к выводу, что малоперспективно заниматься профилизацией, основываясь только на «внутришкольных» или «личностных» мотивах повышения степени выбора, вариативности и индивидуализации образования безотносительно к концепции единых экзаменов и государственных образовательных стандартов.

Новый учебный план позволяет школе при выборе профилей обучения определять только набор предметов, которые могут изучаться на профильном, углубленном и базовом уровнях. Естественно, если в школе имеются кадровые возможности и соответствующая квалификация преподавателей. Формирование профилей может быть предоставлено самим учащимся. Такой вариант возможен, если учащиеся школы имеют опыт выбора образовательного маршрута в основной школе и если школа разработала соответствующий пакет документов. Данная школа предлагает своим ученикам, выбирающим профиль:

    49 вариантов курсов (для 81 десятиклассника) на разных уровнях изучения предметов (базовый, профильный или углубленный) (см. Приложение 2) ;

    примерные учебные планы пяти возможных профилей;

    два пустых бланка для создания своего собственного варианта индивидуального учебного плана (см. Приложение 3 ).

Вы являетесь участником эксперимента «Профильное обучение в старшей школе», который будет продолжаться два года. Первой задачей для вас является выбор учебного профиля и составление индивидуального учебного плана на два года. Чтобы успешно выполнить эту задачу, вам необходимо знать следующее:

    Каждый учебный год – это 35 учебных недель. Два года – 70 недель.

    Минимальная средняя обязательная учебная нагрузка учащегося – 30 часов в неделю, максимальная – 36 часов в неделю.

    За два года минимальная обязательная учебная нагрузка составит 2100 часов, максимальная – 2520 часов.

    Средняя учебная нагрузка по профильным предметам (профильные учебные курсы и спецкурсы) должна составлять не менее 14 часов в неделю, то есть не менее 980 часов за два года.

1. Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых школой курсов.

2. Ознакомиться с их уровнями (углубленный, профильный, базовый).

3. Ознакомиться со списком предлагаемых спецкурсов.

4. Ознакомиться с примерными учебными планами по предлагаемым школой учебным профилям.

5. Приступить к выбору профильного предмета или профиля в целом. При необходимости можно проконсультироваться с учителями и координатором.

6. Составить предварительный ИУП (карандашом на бланке) по предлагаемому образцу в двух экземплярах. Один экземпляр сдать координатору, второй обсудить с родителями.

7. Окончательный вариант вашего учебного плана должен быть составлен не позднее 7 сентября и сдан координатору.

Изменения индивидуального учебного плана допускаются по согласованию с координатором и администрацией школы в следующие сроки:

    после окончания первого полугодия 10 класса;

    после окончания 10 класса.

8. Выполнение выбранной вами обязательной учебной нагрузки и результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в зачетной книжке учащегося.

Приложение 2

Спецкурсы для разных профилей:

№ Название

Число часов

1. Зарубежная литература

2. Санкт-Петербург в русской литературе

3. Духовная литература

4. Курс индивидуальной практической грамотности

5. Словесность

6. Туризм и путешествия (англ. яз.)

7. Разговорный английский язык (американский вариант)

8. Второй иностранный язык (немецкий яз.)

9. «Добро пожаловать в Петербург!» (англ. яз.)

10. История мировых цивилизаций

11. Религиоведение

12. История и культура Санкт-Петербурга

13. История и культура Санкт-Петербурга

(проекты)

14. Начала философии

15. Экономика

16. Введение в историю искусств

17. Живопись, рисунок, прикладное искусство

18. Эстетическая программа живописи и театра (проекты)

19. Школа гармоничного воспитания для девушек

20. Решение конкурсных задач по математике

21. Математика для абитуриентов (Технологич. ин–т)

22. Организация интеллектуальных игр в школе

23. Решение задач с параметрами

24. Физика для абитуриентов (Технолог. ин–т)

25. Решение задач по физике и дем. эксперимент

26. Элементарная физика

27. Астрономия

28. Космические исследования

29. Ботаника

30. Анатомия человека

31. Экология

32. Биология для поступающих в вузы

33. Космическая биология

34. Дендрология (ЦПКиО)

35. Водные экосистемы (ЦПКиО)

36. Цветоводство

37. Генетика

38. Агротехника (проекты на уч.-опытном участке)

39. География мира (10 кл.)

40. Глобальные проблемы современности (11 кл.)

41. Решение задач по химии

42. Химия для биологов и медиков

43. Химия для абитуриентов

44. Химия в жизни (проекты)

45. Химия: история и искусство

46. Информатика для абитуриентов

(Технолог. ин–т)

47. Информационные технологии в образовании

48. Поисково-спасательные работы

49. Спортивно-оздоровительный туризм

Приложение 3

Бланк для составления индивидуального учебного плана

Фамилия. Имя _____________________________________

Профиль: ______

Профильные предметы: ___________________________

Учебный предмет

Вид учебного курса
Число часов

Номер спецкурса
Число

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Биология

Обществоведение

Информационные технологии

Физкультура

Школа предлагает учащимся целый ряд предметов для изучения на разных уровнях.

Приложение 4

Предметы для изучения на разных уровнях

Учебный предмет

Вид учебного курса
Число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Биология

или
Естествознание

Обществоведение

Информационные технологии

Мировая художественная культура

Физкультура

Разработка ИУП сопровождается консультациями для школьников, учительской рекламой своих специальных и основных учебных курсов. Проводится собрание родителей, на котором они получают необходимую информацию, задают вопросы, обсуждают спорные моменты. В течение нескольких дней продолжается согласование и коррекция учебных планов. Результат работы – индивидуальные учебные планы, составленные учащимися и одобренные родителями.

Анализ ИУП, созданных учащимися, дает возможность сформировать профили обучения. Так, в школе было сформировано четыре профиля: химико-математический (29 человек), биолого-химический (14 человек), гуманитарно-эстетический (21 человек) и «Спасатель» (17 человек). В течение месяца учащиеся могут менять свои планы, менять набор спецкурсов и даже профилей, после чего процесс переходов и переводов на время останавливается.

Так как разработчикам учебных планов для профильной школы важно знать содержательное наполнение разных профилей, приведем варианты учебных планов, разработанные в школе для выбранных профилей.

Приложение 5

Химико-математический профиль
Профильные предметы: химия, математика

Учебный предмет

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Математика для абитуриента

(Технол. ин-т): 140 ч

Биология

Физика для абитуриента (Технол. ин-т): 140 ч

Решение задач: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Физкультура


Общее число обязательных учебных часов: 2385
Резерв обязательных учебных часов: 135

Приложение 6

Биолого-химический профиль
Профильные предметы: биология, химия

Учебный предмет

Вид учебного курса, число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Биология

1) Химия для биологов и медиков: 210 ч
2) Решение задач: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

Физкультура

Число часов по профильным предметам: 980
Общее число обязательных учебных часов: 2345
Резерв обязательных учебных часов: 175

Приложение 7

Физико-химический профиль
Профильные предметы: физика, химия

Учебный предмет

Вид учебного курса,
число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Математика

Математика для абитуриента (Технол. ин-т): 140 ч
Или: Решение конкурсных задач: 140 ч

Биология

Физика для абитуриента (Технолог. ин-т): 140 ч

1) Химия для абитуриента: 140 ч
2) Решение задач: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

Физкультура

Число часов по профильным предметам: 910
Общее число обязательных учебных часов: 2380
Резерв обязательных учебных часов: 140

Приложение 8

Профиль «Спасатель»
Профильные предметы:
физкультура, ОБЖ+профильный курс по вашему выбору

Вид учебного курса,

число часов

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Биология

Химия или

Естествознание

География

Спецкурс: 70 ч

Обществоведение

Информационные технологии

Поисково-спасательные работы: 350 ч

Физкультура

Спорт.-оздоров. туризм: 140 ч

Число часов по профильным предметам: 910
Общее число обязательных учебных часов: 2215
Резерв обязательных учебных часов: 305

Приложение 9

Гуманитарно-эстетический профиль
Профильные предметы:
литература, история

Учебный предмет

Вид учебного курса,
число часов

спецкурсы

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Биология

Естествознание

Обществоведение

Начала философии: 140 ч

Искусство

Спецкурс: 70 ч

Информационные технологии

Физкультура

География

Спецкурс: 70 ч

Выяснилось, что при наличии четырех основных профилей существуют образовательные маршруты учащихся, отличающиеся набором и уровнем основных учебных курсов школьного компонента и набором спецкурсов элективного компонента. Из 49 возможных спецкурсов, рекомендуемых в качестве обязательных для завершения профиля, и спецкурсов свободного выбора реально начали работать 16. Это спецкурсы, которые были выбраны минимум 13 учащимися – минимальное количество учащихся, которое позволяет реализовать в школе данный спецкурс. Помимо рекомендованных к каждому профилю, наиболее популярными оказались такие спецкурсы, как «Начала философии» и «Информационные технологии в образовании».

Следует заметить, что реализация такого большого числа спецкурсов и образовательных маршрутов учащихся возможна только при наличии в школе как минимум трех 10-х классов профильного обучения. Лишь в этом случае возможно открытие нужного количества спецкурсов, организация модульных, а в дальнейшем и разновозрастных модульных спецкурсов.

Сейчас в многопрофильной средней школе № 91 нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых «виртуальных» групп, где занимаются учащиеся разных классов.

Приведем примеры индивидуальных учебных планов учащихся (см. Приложение 10 ).

Индивидуальный учебный план позволяет оптимизировать нагрузку учащихся. Примеры индивидуальных учебных планов показывают, что индивидуальные образовательные маршруты позволяют учитывать разнообразные интересы учащихся и оставляют им время для спорта и отдыха.

Однако и в нем есть свои проблемы. Так, среднее число часов в неделю у некоторых учащихся превышает 36, то есть отдельные спецкурсы они изучают во второй половине своего рабочего дня. Это касается и проектной деятельности учащихся, которая может носить как предметный (например, творческие работы по химии, биологии, литературе, истории и т.д.), так и надпредметный (художественные, театральные проекты и т.п.) характер.

Учащимся предоставляется еще две возможности вернуться к пересмотру своих учебных планов: после первого семестра, по результатам которого они могут изменить профиль своего обучения, а также в конце 10-го класса.

Ответственность за выбор образовательного маршрута и его результаты разделяют все участники процесса, в первую очередь это учащиеся и их родители. Школа, учителя и администрация отвечают за организацию и содержание учебного процесса. Учащиеся и их родители, со своей стороны, подписывают соглашение с администрацией школы.

Приложение 10

Примеры индивидуальных учебных планов

Петров Василий.

Учебный предмет

Вид учебного курса

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Биология

Обществоведение

Информ. технологии

Физкультура

Итого часов:

Спецкурсы

профильные

по выбору

Итого часов по спецкурсам:

Смирнов Сергей.
Профиль: химико-математический

Учебный предмет

Вид учебного курса

Углубленный

Профильный

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Биология

Обществоведение

технологии

Физкультура

Итого часов:

Спецкурсы

профильные

по выбору

Итого часов по спецкурсам:

Общее число профильных часов:

Приложение 11

Соглашение

Учащийся 10 класса _______________ и его/ее родители (мать/отец), с одной стороны, и школа № 91 в лице директора Васильевой Т.В., с другой стороны, заключают настоящее соглашение на участие в Федеральном эксперименте «Профильная старшая школа» в течение двух лет с 1 сентября 20_ г.

Эксперимент предусматривает изменение формы и содержания обучения.

· Организация учебного процесса включает: составление индивидуального учебного плана учащегося; работу в группах переменного состава; наличие систематических и модульных учебных курсов; скользящее расписание; неравномерную учебную нагрузку в пределах рекомендуемых норм.

· Новые формы аттестации учащихся включают промежуточную и итоговую аттестацию в форме централизованного мониторинга, зачетов, коллоквиумов, экзаменов, защиты творческих работ и т.д., при отсутствии текущей аттестации в виде ежедневных отметок в журнале.

Школа дает возможность получить полное среднее образование, при этом обеспечивает профильное изучение одного-двух учебных курсов из перечня, предложенного школой.

Учащийся может изменить индивидуальный план трижды в течение 10-го класса. При изменении учебного плана в 11-м классе, по решению администрации, предоставляется возможность составления личного учебного плана, включающего учебную работу вне школы.

Родители участвуют в мониторинге хода эксперимента, проводимого в виде анкет, собеседования, обсуждения и т.д.

200_ г.

Директор школы __________________________

______________________________________

Учащийся _______________________________

______________________________________

Родители _______________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Таким образом, опыт школы № 91 показывает, что начать работу по освоению профильного обучения в старшей школе (в обычной общеобразовательной школе) можно, используя следующий алгоритм действий:

    создание рабочей группы, изучение документов по модернизации образования;

    проведение педагогического совета, выявление учителей, желающих работать в новых условиях, их возможностей, и предложения по основным и специальным учебным курсам;

    проведение собрания с учащимися 10-го класса, составление проектов индивидуальных учебных планов;

    проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов;

    установление сроков возможного изменения планов и профилей;

    анализ индивидуальных учебных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей;

    подписание соглашения с родителями и учащимися.

Набор документов, разработанных и используемых школой при составлении индивидуальных учебных планов, организации профилей и заключении соглашения (в данном случае 11 документов), в каждой школе может быть свой. Кроме того, содержание каждого документа также может отличаться в зависимости от профилирования школы, от профессиональной подготовки кадрового состава, от индивидуальных особенностей школьников и их родителей и других факторов.

Реализация такого плана может быть достигнута благодаря воплощению школой определенной стратегии профильного обучения – создания модели внутришкольной профилизации или модели сетевого взаимодействия. Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализует свои индивидуальные учебные планы в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.

Обучение по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ правом обучаться по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения могут воспользоваться следующие лица:

  • имеющие высшее образование по любому направлению подготовки (специальности) – ориентировочный срок обучения 4 - 4,5 года;
  • выпускники колледжей или техникумов, получившие профильную специальность СПО к выбранному профилю в Университете (например, диплом колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» считается профильным по отношению к осваиваемой в Университете программе по профилю «Промышленное и гражданское строительство») – срок обучения 4,5 года;
  • ранее обучавшиеся в высшем учебном учреждении и имеющие справку об обучении или академическую справку – срок обучения зависит от объема совпадений дисциплин.

Общие правила:

  1. Все абитуриенты, вне зависимости от предыдущего образования, зачисляются по результатам конкурсного отбора по выбранному направлению подготовки на первый курс полной программы обучения см. правила приема. Сокращение срока обучения возможно только за счет перезачета или переаттестации изученных дисциплин в предыдущем учебном заведении, на основании чего составляется индивидуальный учебный план обучающегося. см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения по индивидуальным учебным планам , см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения и реализации образовательных программ высшего образования по индивидуальным учебным планам в ускоренные сроки .
  2. Перезачитываются только те дисциплины, которые были изучены в образовательной организации высшего образования, при условии, что они имеют аналогичные названия, одинаковую трудоемкость освоения (не меньше) и форму аттестации по отношению к учебному плану НИУ МГСУ. Учитываются дипломы о высшем образовании или справки об обучении в вузе/академические справки без ограничения давности получения, но при условии государственной аккредитации вуза.
  3. В случае если дисциплина имеет различие в названии, форме аттестации (зачет/экзамен/дифференцированный зачет) или меньшую трудоемкость (количество часов изучения), она может быть переаттестована по решению аттестационной комиссии соответствующей кафедры. Переаттестация дисциплин проводится аттестационной комиссией соответствующей кафедры при личном присутствии обучающегося в течение первого семестра обучения по расписанию (как правило, ноябрь месяц). Во время переаттестации комиссия опрашивает обучающегося по дисциплине и принимает решение о наличии или отсутствии у обучающегося знаний и компетенций, соответствующих программе Университета. Для лиц, проживающих в отдаленных регионах РФ, процедура переаттестации может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий при условии идентификации личности аттестуемого.
  4. При желании, любая из дисциплин, попадающая под категорию «перезачет» или «переаттестация», может быть изучена обучающимся повторно.
  5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану и на переаттестацию дисциплин (если необходимо) должны быть поданы обучающимся в Учебную часть ИДО в течение 10 дней с начала учебного семестра.
  6. Результаты перезачета и переаттестации вносятся в индивидуальный учебный план обучающегося. Индивидуальный учебный план согласовывается с обучающимся, после чего оформляется дополнительное соглашение к договору о платных образовательных услугах, определяющее новый срок обучения и изменения в оплате обучения по ИУП, рассчитываемые в соответствии с приказом . Стоимость обучения определяется для каждого учебного семестра в отдельности в зависимости от реальной трудоемкости без учета перезачтенных или переаттестованных дисциплин. То есть общая стоимость обучения уменьшается на объем перезачтенных или переаттетованных дисциплин.
  7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану производится в течение первого семестра обучения после окончания процедуры переаттестации.

Для ознакомления на примере направления подготовки «Строительство», профиль «Промышленное и гражданское строительство» приведены:

  • примерный перечень дисциплин , которые может заявить на переаттестацию выпускник колледжа, получивший диплом СПО по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
error: Content is protected !!