Что является объектом налога на игорный бизнес. Налог на игорный бизнес: понятие, ставки, объекты и плательщики

Налог на игорный бизнес представляет собой региональный сбор, который предусматривается действующим Налоговым кодексом. По закону данная выплата относится к федеральным платежам.

Основные понятия

Есть несколько основных понятий, по которым рассчитывается налог на игорный бизнес:

  • Игорный бизнес. Определенная предпринимательская деятельность, не являющаяся какой-либо реализацией продукции, но при этом связанная с извлечением дохода от участия в различных азартных играх в игорном заведении. Также может быть получен доход с платы за проведение таких игр, с которого также взымается налог.
  • Игорное заведение. Определенное предприятие, в котором проводятся всевозможные азартные игры на основании соответствующей лицензии. Могут приниматься ставки на пари, с которых тоже взимается налог на игорный бизнес. К таким заведениям относятся различные залы игровых автоматов, тотализаторы, букмекерские конторы, казино, а также любые другие игорные дома.
  • Пари. Заключенное между юридическими или же физическими лицами соглашение о выигрыше, которое основывается на риске. Другими словами, соглашение считается пари в том случае, если его исход непосредственно зависит от определенного обстоятельства, которое может как произойти, так и не произойти.
  • Игровой стол. Специализированное место, которое оборудуется в игорном заведении и предназначается для проведения различных азартных игр вне зависимости от видов выигрыша. В данном случае с каждого такого стола взымается налог на игорный бизнес. В данном случае в азартных играх само заведение также может принимать участие через своих представителей в качестве организатора, наблюдателя или даже играющей стороны.
  • Игровой автомат. Специализированное оборудование, которое устанавливается в игровом зале и используется для того, чтобы получать денежный выигрыш. В данном случае сотрудники компании не могут принимать никакого участия в игре на таких автоматах.
  • Касса. Специализированное место, которое оснащается соответствующим оборудованием. При помощи данного оборудования в игорном заведении ведется учет общей суммы ставок, а также определяется общая сумма выигрыша, которую нужно будет выплатить. Единственным исключением в данном случае является тотализатор, так как он представляет собой структурное подразделение унитарного государственного предприятия.

Все вышеперечисленные понятия учитываются в процессе того, как рассчитывается налог на игорный бизнес, и поэтому важно запомнить их и в дальнейшем правильно использовать.

Плательщики

Плательщиками в данном случае выступают физические лица или же компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере данного бизнеса. В том порядке, который предусматривается действующим налоговым законодательством, всевозможные обособленные подразделения компании полностью берут на себя обязанности касательно организации уплаты на той территории, где они работают.

Объекты налогообложения

В данном случае объектами налогообложения являются вышеперечисленные понятия, то есть игровые столы, автоматы и кассы. Общее количество таких объектов должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в соответствующих органах МНС, располагающихся по месту пребывания объектов до того, как их установят, с обязательным предоставлением свидетельства о регистрации, так как от него непосредственно зависит ставка налога на игорный бизнес. Стоит отметить тот факт, что копия данного свидетельства должна сохраняться в игорном заведении, то есть там, где будут постоянно располагаться эти объекты.

В том случае, если в процессе работы в игорном заведении было принято решение об изменении общего количества объектов того или иного вида, такие изменения также нужно в обязательном порядке регистрировать на протяжении пяти рабочих дней после того, как выбывает или же устанавливается каждый отдельный объект, ведь от этого, опять же, зависит ставка налога на игорный бизнес. На протяжении пяти дней после получения письменного заявления фискальные органы должны выдать соответствующее свидетельство о том, что объекты зарегистрированы (также предусматривается внесение изменений в уже выданное свидетельство).

Штрафные санкции

В том случае, если на территории заведения будут присутствовать незарегистрированные объекты налогообложения или же работа данного заведения не будет соответствовать порядку уплаты налога больше чем два раза на протяжении одного календарного года, плательщики налога на игорный бизнес попросту могут лишиться лицензии на ведение предпринимательской деятельности в данной сфере. Ставка налога на различные объекты налогообложения должна устанавливаться в том размере, который кратен установленному действующим федеральным законом МРОТ.

Налоговые ставки

Региональный налог на игорный бизнес представляет собой конкретную ставку для каждого игорного заведения на территории субъектов РФ, которая превышает установленный минимальный уровень, определенный действующим законодательством. В том случае, если нормативный акт того или иного субъекта РФ, определяющий точные размеры налоговых ставок, отсутствует, для его исчисления и дальнейшей оплаты задействуются минимально допустимые размеры ставок. Стоит отметить тот факт, что ставка налога в год на каждый последующий объект сверх определенного количества будет снижаться на 20 %, но только в том случае, если в заведении общее количество игровых столов составляет более 30, а игровых автоматов установлено более 40.

Также следует заметить, что налог на игорный бизнес РФ не предусматривает какие-либо индивидуальные ставки для определенных категорий плательщиков.

Сколько нужно платить?

Налоговая ставка представляет собой такой момент, который определяется в соответствии с законодательством отдельных субъектов и взимается каждый месяц. Данная ставка может составлять следующую сумму:

  • 25-125 тыс. рублей за каждый установленный игровой стол;
  • 25-125 тыс. рублей за каждую использующуюся кассу букмекерской конторы или тотализатора;
  • 1.5-7.5 тыс. рублей за каждый игровой автомат.

В том случае, если данная ставка не устанавливается в соответствии с действующим законодательством определенного субъекта, она устанавливается по минимальному значению, соответствующему Налоговому кодексу. По главе 29 данного кодекса ведется регламент порядка оплаты и исчисления налога, определяются сроки выплаты и, соответственно, ответственность за все возможные нарушения.

Как исчисляется платеж?

При открытии игорного бизнеса обязательно нужно понять порядок исчисления налога.

Налог на игорный бизнес (косвенный или прямой), а точнее, суммы выплат, которые нужно внести в бюджет федеральный и субъектов РФ, определяются непосредственно самим плательщиком в соответствии со ставкой, а также общим количеством зарегистрированных объектов. Определение точной суммы выплат, учитывая общее количество или же виды объектов налогообложения, должно предоставляться самим плательщиком в налоговый орган, находящийся непосредственно по месту регистрации, не позднее 20 числа каждый месяц, идущий за отчетным.

В том случае, если игорное заведение занимается какими-либо другими видами деятельности, не имеющими никакого отношения к игорному бизнесу, данное заведение должно раздельно учитывать эти выплаты, после чего вносить платежи по отдельности в соответствии с действующим законодательством. Характеристика налога на игорный бизнес была приведена выше.

Изменение количества объектов

В том случае, если устанавливается какое-либо дополнительное устройство до 15 числа данного месяца, сумма залога за него будет начислена за полный месяц. Если же изменение в объектах случилось уже после 15 числа, то в этой ситуации налог на игорный бизнес налогоплательщики могут выплачивать наполовину.

При выбытии какого-то объекта, за который делается выплата до 15 числа, сумма выплачивается только за половину данного месяца, если же этот объект будет выбывать после 15-го, общая сумма будет равняться полной налоговой ставке. Стоит отметить тот факт, что в данном случае объект налогообложения считается полностью выбывшим только после того, как пройдет 10 дней с момента подачи данного заявления в налоговый орган.

Как делается выплата?

Оплата взносов в бюджеты субъектов РФ и федеральный осуществляется со стороны плательщика на протяжении пяти рабочих дней после того, как соответствующий расчет был отправлен в орган МНС, располагающийся по месту регистрации всех установленных устройств, равными частями в размере 1/12 от общей суммы годового платежа, учитывая уже внесенные изменения количества объектов.

Налог на игорный бизнес является обязательным к выплате в соответствии с единой ставкой, которая устанавливается на территории конкретного субъекта РФ, где располагается этот объект. В данном случае сумма взносов непосредственно входит в состав всех расходов, относящихся к ведению этой предпринимательской деятельности. Общая сумма налога в обязательном порядке должна быть зачислена в федеральный бюджет.

Куда платить?

Общая сумма платежей в размере, соответствующем превышению по сравнению с минимально допустимым размером ставки, должна быть зачислена непосредственно в бюджет того субъекта РФ, где находится это игорное заведение.

Помимо всего прочего, учет налога на игорный бизнес предусматривает также местный сбор за открытие такой предпринимательской деятельности.

Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе - организатор игорного заведения), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Статья 365. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Статья 366. Объекты налогообложения


1. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.6. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.7. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 367. Налоговая база

По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Статья 368. Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Статья 369. Налоговые ставки


1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.2. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.

Статья 370. Порядок исчисления налога


1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.

Первое игорное заведение появилось в Москве 15 лет назад. В мае 1989 г. в гостинице «Саввой» открылось одноименное казино, учредителем которого являлась компания «Амхерстинтернейшинл», а учредителем был Пекка Салми из Финляндии. С рублями это казино, конечно же, дело не имело, а целиком и полностью являлось валютным. Валютным было и второе казино «Москва», открытое компанией «Модергейм» в гостинице «Ленинградская» в 1989 г. И только через 2 года, наконец-то, появилось «рублёвое» казино. Открытие этого казино (оно называлось «Клуб №») происходило при участии компании «Ниневия-гранд», и той же компанией чуть позже были привезены в Россию первые игровые автоматы.

В самом начале своего становления налогообложение игорного бизнеса не отличалось от налогообложения других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль была одинакова практически для всех 35%. Первое признание игорного бизнеса, как своеобразного вида предпринимательской деятельности, произошло лишь в конце 1991 года. Тогда, 6 декабря 1991 года Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, в соответствии с под п. "о" п. 1 ст. 5 которого:

«Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах освобождались от налога на добавленную стоимость».

Чуть позже, доходы от игорного бизнеса были выделены в отдельный вид доходов, облагаемых налогами в особом порядке. Согласно положениям п. 9 ст. 2, под п. "в" п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций":

«Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, от игровых автоматов с денежным выигрышем, наряду с доходами видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи облагались налогом на прибыль по ставке 70 процентов. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитались материальные затраты, связанные с получением этого дохода».

В этих законодательных актах впервые за многолетнюю историю существование Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса, а не наказание за организацию азартных игр и участие в них, как практиковалось до этого. Несмотря на то, что перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах был крайне небольшой, этот шаг в истории развития игр в России можно смело назвать историческим.

Через 3 месяца, а именно 6 марта 1992 года, вышла Инструкция Госналогслужбы РФ № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», которой было определено, что:

«Облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 по согласованию с Верховным Советом РФ, кроме расходов по оплате труда».

Законодатели и чиновники Госналогслужбы РФ решили, что чистой прибыли у казино и игорных домов вполне достаточно, а значит и зарплату сотрудников можно платить из чистой прибыли.

Через 5 месяцев в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 года № 2 (вводится в действие с 1 июля 1992 г.), где было определено, что:

«Доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются уже по ставке 90 процентов».

Законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги и т. п.), относящиеся к внереализационным расходам.

Естественно, в результате повышения ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов от данного вида предпринимательской деятельности не увеличилось, а только сократилось. Это было связано с тем, что руководители игорных заведений, бухгалтера и юристы, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, приступили к разработке и реализации ряда способов ухода от такого грабительского налогообложения.

Закона от 16 июля 1992 г. N 3317-1, внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации о налогах, было законодательно введено понятие "игорный бизнес", а также изменены правила налогообложения:

в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному под п. "ц" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");

доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса с 1 июля 1992 г. стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90% (новая редакция п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Потребовалось 5 лет, чтобы Законодатели и Правительство, проанализировав поступления от игорного бизнеса и предложения игорного сообщества, решились на замену налога на прибыль со ставкой 90 % на налог на игорный бизнес, который на сегодняшний день является родителем налога на вмененный доход.

Итак, с принятием и введением в действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в налогообложении организаций игорного бизнеса произошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название "О сборе с игорных заведений", существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке налога 90% с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино всегда есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги. Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в "черный" оборот. В результате при любой ставке налога на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 8-ФЗ в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001 г. N ВБ-6-26/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России, а также:

установлена ответственность за нарушения порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

установлен порядок определения налоговой базы;

налоговые ставки установлены в рублях, а не в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

не предусмотрено снижение налоговых ставок (налоговых льгот);

изменен срок уплаты налога: не в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета по налогу, а не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на игорный бизнес - это региональный прямой налог. Его регулирует глава 29 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2004 года. Для целей определения этого налога установлено, что игорный бизнес - это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Региональные органы власти имеют право соответствующим региональным законом ввести налог на игорный бизнес и установить его ставку (с учетом пределов, установленных НК РФ). Однако, если региональный закон не принят, то налог все равно считается введенным и полностью регулируется НК РФ. В отличие от других региональных налогов объект налогообложения, база, период и сроки уплаты налога на игорный бизнес полностью регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Индивидуальные предприниматели налогоплательщиками этого налога не являются, так как организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Перечень того, что относится к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес, установлен статьей 366 Налогового кодекса РФ. Это:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия). Также налогоплательщик обязан регистрировать и любое изменение количества объектов налогообложения - в тот же срок.

Форма заявления о регистрации объектов налогообложения утверждена Приказом Минфина РФ от 22.12.2011 N 184н.

Регистрация (подача заявления налогоплательщиком) может быть проведена лично, через представителя или почтой.

Налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления должны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Порядок постановки на учет плательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н.

Налоговая база

Налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется по каждому объекту налогообложения отдельно, исходя из их общего количества. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.

Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса.

Порядок исчисления налога разъяснен в Письме ФНС РФ от 18.05.2006 N ГВ-6-02/

Налоговый период

Календарный месяц.

Ставки налога на игорный бизнес

Налоговые ставки устанавливаются региональными властями России. Однако, они должны не превышать пределы, установленные в статье 369 Налогового кодекса РФ. Эти предельные ставки таковы:

  1. за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
  2. за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
  3. за один процессинговый центр тотализатора - от 25000 до 125000 рублей;
  4. за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей;
  5. за один пункт приема ставок тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;
  6. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000 рублей.

Субъектами РФ определяются конкретные размеры ставок налога на игорный бизнес. При отсутствии соответствующих законов региональных властей применяется нижний из предельных размеров, установленный статьей 369 НК РФ.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Налог на игорный бизнес уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации (20-е число следующего календарного месяца). Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.

Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения - по месту его нахождения.

Декларация по налогу на игорный бизнес предоставляется также ежемесячно - не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. В декларации необходимо учитывать изменение количества объектов налогообложения в истекший налоговый период (месяц).

Декларацию нужно подавать в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения. Крупнейшие налогоплательщики сдают ее в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/ Декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге налог на игорный бизнес регулируется Законом Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 395-66 - этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

Налог на игорный бизнес в Москве

В Москве налог на игорный бизнес регулируется Законом г. Москвы от 21.12.2011 N 69 - этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

  1. за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125000 рублей;
  2. за один процессинговый центр тотализатора - 125000 рублей;
  3. за один пункт приема ставок тотализатора - 7000 рублей;
  4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7000 рублей.

Налог на игорный бизнес: что нового в 2017 году?

По налогу на игорный бизнес в 2017 году нововведений нет.

Однако при уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Налог на игорный бизнес платят организации, которые ведут деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 364 и ст. 365 НК РФ).

Законодательство предъявляет дополнительные требования к организаторам азартных игр. В частности, игорные заведения должны соблюдать следующие условия:

  • стоимость чистых активов в течение всего периода деятельности казино и залах игровых автоматов - не менее 600 млн рублей, в букмекерских конторах и тотализаторах - 1 млрд рублей.
  • минимальный размер уставного капитала букмекерской конторы или тотализатора - не менее 100 млн руб. Оплатить уставный капитал можно только собственными денежными средствами учредителей (акционеров);
  • игорная деятельность в букмекерской конторе или тотализаторе возможна только при наличии исполнения обязательств перед участниками азартных игр. При этом срок действия банковской гарантии должен быть равен сроку действия лицензии на ведение игорного бизнеса, а размер гарантии не может быть менее 500 млн руб. Гарантом может являться только банк, имеющий лицензию ЦБ РФ.

Полный перечень требований к деятельности игорных заведений приведен в статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ.

Регистрация объектов налогообложения игорного бизнеса

Налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты его Регистрируется и любое изменение количества объектов налогообложения: выбытие старых и установка новых, опять же не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта (п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ).

Объекты игорного бизнеса, которые облагаются налогом и должны регистрироваться в налоговом органе, перечислены в статье 366 НК РФ:

  • Игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Организатор игорного заведения участвует в игре через своего Игровой стол состоит из одного или нескольких игровых полей.
  • Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное), установленное организатором игорного заведения, которое используется для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Представители организатора не принимают участия в азартной игре (ст. 4 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
  • Процессинговые центры тотализаторов и букмекерских контор - часть игорного заведения, в которой организатор учитывает ставки, которые принял от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты, рассчитывает суммы выплат выигрышей и предоставляет информацию о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы.
  • Пункты приема тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Налоговый период по налогу на игорный бизнес

Налоговый период составляет календарный месяц (ст. 368 НК РФ). Законодательством предусмотрены случаи, когда компания может применять 1/2 ставки налога:

  • в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения
  • до 15-го числа (включительно) выбыл старый.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи заявления в налоговый орган.

Таблица. Расчет налога при изменении количества объектов налогообложения

Ситуация

Момент выбытия (установки) объекта налогообложения

до 15-го числа месяца включительно

после 15-го числа месяца

Установка нового объекта налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ)

Применяется 1/2 ставки налога

Выбытие старого объекта налогообложения (п. 4 ст. 370 НК РФ)

Применяется 1/2 ставки налога

Применяется обычная ставка налога

Действующие ставки налога на игорный бизнес

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц (ст. 368 НК РФ), то есть должны исчислять и уплачивать налог ежемесячно. Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ (ст. 369 НК РФ) в пределах:

1) игровой стол - 25 000 - 125 000 рублей;

2) игровой автомат - 1500 - 7500 рублей;

3) процессинговый центр тотализатора, букмекерской конторы - 25 000 - 125 000 рублей;

4) пункт приема ставок тотализатора, букмекерской конторы - 5000 - 7000 рублей.

Если ставки налогов субъектами РФ не установлены, они устанавливаются по минимальной ставке диапазона.

Порядок заполнения декларации по налогу на игорный бизнес

Форма декларации по налогу на игорный бизнес и порядок ее заполнения утверждены приказом от 28 декабря 2011 г. № ММВ-7-3/985.
В нее входят:

  • Титульный лист;
  • Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет";
  • Раздел 2 "Расчет налога на игорный бизнес";
  • Раздел 2.1 "Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам";
  • Раздел 3 "Изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период";
  • Раздел 3.1 "Изменение количества игровых столов за налоговый период".

Остановимся на некоторых пунктах Титульного листа:

ИНН и КПП, который был присвоен организации налоговым органом, в который представляется декларация.

Номер корректировки. Если вы сдаете первичную декларацию, в поле нужно проставить "0--". Для уточненных деклараций используйте номер корректировки ("1--", "2--" и т.д.).

Налоговый период. Коды, определяющие налоговый период, приведены в таблице:

Таблица. Коды, определяющие налоговый период

Наименование

сентябрь

последний налоговый период при реорганизации (ликвидации)
организации

за январь при реорганизации (ликвидации) организации

за февраль при реорганизации (ликвидации) организации

за март при реорганизации (ликвидации) организации

за апрель при реорганизации (ликвидации) организации

за май при реорганизации (ликвидации) организации

за июнь при реорганизации (ликвидации) организации

за июль при реорганизации (ликвидации) организации

за август при реорганизации (ликвидации) организации

за сентябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за октябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за ноябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за декабрь при реорганизации (ликвидации) организации

Заполняем раздел 3.1 «Изменение количества игровых столов за налоговый период».

Удобнее начинать заполнение декларации с этого раздела. По каждому виду игровых столов составляется отдельный лист раздела 3.1. При этом виды игровых столов выделяются по количеству игровых полей.

Сначала заполним раздел 3.1 для игровых столов, имеющих одно игровое поле.

По строке 010 указываем количество игровых полей на игровом столе.

По строке 020 - количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на начало налогового периода.

В строках 030 и 040 указываем изменения, если число столов менялось до 15 числа месяца.

В строках 050 и 060 отражаем количество игровых столов, зарегистрированных и выбывших после 15 числа отчетного месяца.

По строке 070 указываем общее количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на конец налогового периода, то есть 020 + 030 + 050 - 040 - 060.

Если в игорном заведении есть столы, которые имеют несколько полей, для них нужно выполнить те же действия.

Заполняем раздел 2.1 «Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам»

Этот раздел, так же как и раздел 3.1, заполняется по каждому виду игровых столов отдельно. Сначала заполним раздел 2.1 для игровых столов, имеющих одно игровое поле.

По строке 010 указываем количество полей на игровом столе.

В строке 020 указываем ставку налога в соответствии с региональным законодательством. Например, в в 2015 году ставка налога на один игровой стол - 125 000 рублей.

Строка 030 - размер ставки налога, который рассчитывается как произведение количества игровых полей и применяемой ставки. Для игровых столов с одним полем ставка не меняется.

По строке 040 суммируется количество игровых столов, зарегистрированных на начало периода и установленных в течение этого периода. Данные берутся из соответствующего раздела 3.1 (сумма строк 020, 030 и 050).

По строке 050 указываем количество столов, имеющих одно игровое поле. Рассчитываем его так: строка 050 раздела 2.1 = строка 040 раздела 2.1 - (строка 050 раздела 3.1 + строка 060 раздела 3.1)

По строке 060 суммируется количество столов с одним полем, которые облагаются по 1/2 ставки налога (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). Результат рассчитывается как сумма значений по строкам 050 и 060 раздела 3.1 декларации.

В строке 070 записываем количество столов, имеющих более одного игрового поля (количество полей указано в строке 010). Они облагаются по ставке, установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. Рассчитывается оно как разность значений по строкам 040 раздела 2.1 и строк 050 и 060 раздела 3.1.

По строке 080 записываем количество столов, которые облагаются по 1/2 ставки налога (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ). Заполняется в отношении игровых столов, имеющих более одного игрового поля (из поля 010). Оно рассчитывается как сумма значений по строкам 050 и 060 раздела 3.1 декларации.

По строке 090 - сумма налога на игорный бизнес по всем игровым столам. Значение рассчитывается так:

  • (стр. 050 x стр. 020) + (стр. 060 x 1/2 стр. 020) - для столов с одним игровым полем;
  • (стр. 070 x стр. 030) + (стр. 080 x 1/2 стр. 030) - для столов с количеством полей более одного.

Раздел 2.1 заполняется столько раз, сколько имеется вариантов количества игровых полей на столах. При этом данные по количеству столов, которые имеют одинаковое количество игровых полей, и сумме налога на игорный бизнес по ним указываются в разделе 2.1 на одной странице.

Заполняем раздел 3 «Изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период»

При заполнении строк в графе 3 «Игровые столы, всего» нужно просуммировать данные по установленным игровым столам с различным количеством игровых полей, указанных в разделе 3.1.

В строке 010 указываем количество объектов налогообложения на начало месяца, в строке 020 - установленные и зарегистрированные до 15 числа. Объекты, выбывшие и снятые с регистрации после 15 числа, отражаем по строке 030. Объекты, установленные после 15 числа - по строке 040, а выбывшие до 15-го - в строке 050. По строке 060 отражаем количество установленных игровых автоматов на конец отчетного периода.

В строке 060 записываем количество соответствующих объектов налогообложения, зарегистрированных на конец налогового периода. Расчет будет таким: стр. 010 + стр. 020 - стр. 030 + стр. 040 - стр. 050 по соответствующим объектам налогообложения.

Заполняем раздел 2 «Расчет налога на игорный бизнес»

Итак, действуем по порядку. В строке 020 мы должны указать общее количество соответствующих объектов игорного бизнеса, которые подлежат налогообложению. В графе 3 пишем сумму значений по строке 040 всех заполненных разделов 2.1, а в графах 4-8, которые касаются игровых автоматов, тотализаторов и букмекерских контор, указываем сумму значений по строкам 010, 020 и 040 из раздела 3.

По строке 030 вписываем количество объектов, которые облагаются по ставке, установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ. Графа 3 будет равна сумме значений по строке 050 всех заполненных разделов 2.1 декларации. В графах 4-8 следующий: стр. 030 раздела 2 = стр. 020 раздела 2 - (стр. 040 раздела 3 + стр. 050 раздела 3).

В строке 040 мы должны указать количество объектов игорного бизнеса, для которых применяется 1/2 ставки налога (из п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). Графа 3 равна сумме строк 060 всех заполненных разделов 2.1, а графы 4-8 рассчитываются как сумма по строкам 040 и 050 раздела 3.

В графе 3 строки 050 нужно указать количество столов, к которым применяется налоговая ставка, установленная в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. Сюда вписываем сумму значений по строке 070 всех заполненных разделов 2.1 декларации. А в строке 060 - количество столов, которые облагаются по 1/2 ставки, установленной той же нормой. Значение определяется как сумма по строке 080 всех заполненных разделов 2.1.

Графу 3 строк 080-120 заполняем ставками налога на игорный бизнес по соответствующим объектам налогообложения в месяц. Их устанавливают субъекты РФ (п. 1 ст. 369 НК РФ). Если ставки не установлены, указываются минимальные ставки налога (п. 2 ст. 369 НК РФ);

В графе 4 строк 070-120 остается вписать суммы налога на игорный бизнес по соответствующим объектам налогообложения. Данные берутся так:

  • Строка 070 = сумма значений по строке 090 всех заполненных разделов 2.1;
  • Строка 080 = стр. 080 гр. 3 x стр. 030 гр. 4 + 1/2 стр. 080 гр. 3 x стр. 040 гр. 4;
  • Строка 090 = стр. 090 гр. 3 x стр. 030 гр. 5 + 1/2 стр. 090 гр. 3 x стр. 040 гр. 5;
  • Строка 100 = стр. 100 гр. 3 x стр. 030 гр. 6 + 1/2 стр. 100 гр. 3 x стр. 040 гр. 6;
  • Строка 110 = стр. 110 гр. 3 x стр. 030 гр. 7 + 1/2 стр. 110 гр. 3 x стр. 040 гр. 7;
  • Строка 120 = стр. 120 гр. 3 x стр. 030 гр. 8 + 1/2 стр. 120 гр. 3 x стр. 040 гр. 8.

Заполняем раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»

В разделе 1 отражается общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Этот раздел заполняется в последнюю очередь, поскольку предназначен для отражения итоговых показателей.

В строке 010 указываем код бюджетной классификации РФ в соответствии с нормативными правовыми актами о бюджетной классификации - 182 1 06 05000 02 1000 110 (Приказ от 01.07.2013 № 65н).

Строка 020 - код территории муниципального образования (ОКАТО) по месту постановки на учет налогоплательщика налога на игорный бизнес. Если количество символов в коде меньше, чем полей, свободные поля в конце нужно заполнить нулями.

В строку 030 остается вписать сумму налога на игорный бизнес. Она рассчитывается как сумма значений по строкам 070, 080, 090, 100, 110 и 120 раздела 2.

И последнее, на что следует обратить внимание. Сведения, указанные в разделе 1, заверяются в строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю». Для этого одно из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений на первой странице декларации, ставит подпись. Это может быть генеральный главный бухгалтер или уполномоченное лицо. После этого проставляется дата подписания декларации.

error: Content is protected !!