Выпускники медвузов стоматолог что ожидает. Медицинское образование сокращают на год: как изменится качество лечения. Почему это плохо

По новым стандартам получить дополнительные специальности медики смогут в ординатуре, пройдя аккредитацию в специальном центре.

(Казань, 8 июля, «Татар-информ», Надежда Гордеева). В России с этого года отменяется интернатура для выпускников медицинских вузов. В 2017 году бывшие студенты начнут «выходить» из университетов участковыми терапевтами и педиатрами. Об этом сообщил в интервью ИА «Татар-информ» ректор КГМУ Алексей Созинов.

Как уточнил собеседник агентства, для получения дополнительных медицинских специальностей потребуется обучение в ординатуре, которое продлится от одного до пяти лет. А также получение аккредитации. Особое внимание будет уделяться практическим занятиям и посещению медицинских симуляционных центров.

«На этапе объективно-структурированного клинического экзамена молодой врач выполняет определенного типа задания, связанные, например, с оказанием неотложной помощи человеку. Задания формируются в зависимости от специальности. И контролируют это все аккредитационные комиссии, состав которых утверждается Минздравом России. В комиссию входят представители профессиональных ассоциаций, вузовское сообщество, работодатели. Пройдя эти этапы можно получить персональную аккредитацию на работу на уровне стоматолога общей практики, провизора, врача-лечебника», - сказал он.

После определенного периода обучения начинающий врач сможет получить аккредитацию на новые специальности. «Аккредитация - это одна из новинок, которые появляются в системе допуска врачей к профессиональной деятельности», - отметил ректор КГМУ, добавив, что она касается всех медицинских работников, которые таким образом будут подтверждать свою квалификацию.

А.Созинов рассказал, что в Москве создан федеральный методический центр профессиональной аккредитации. «В этом году на аккредитацию вышли стоматологи и провизоры. Медицинские сестры появятся в этой системе с 2018 года. Только из методического центра можно получить задание. Каждый аккредитуемый регистрируется в федеральном центре, получает доступ и задание из Москвы. На первом этапе идет тестирование в онлайн-режиме. Один из принципов - минимальное участие людей, все автоматически. Для стоматологов подготовлено около 5 тыс. тестовых заданий, для провизоров - более 3 тыс. Они в открытом доступе, можно изучить и подготовиться. Набрал менее 70 из 100 баллов, просто не проходишь дальше», - заявил он.

А.Созинов напомнил, что ранее работающие врачи и медсестры один раз в пять лет должны были «пройти цикл совершенствования» - сдать экзамен и получить сертификат. «Сейчас, по новой системе, врачу каждый год нужно непрерывно набирать 50 кредитов образовательной активности. С английского языка «кредит» переводится как «доверие». То есть фактически человек один час в неделю должен посвятить изучению чего-то нового. В год нужно набрать не менее 50 кредитов, за пять лет - 250. Не набрал - не будешь допущен к аккредитации», - пояснил он.

Действующие специалисты должны будут повышать квалификацию в образовательной организации, посещать тренинги, конференции, семинары и т.д. «Нужно готовить тезисы к симпозиумам, конференциям, семинарам, которые проводят общественные и профессиональные медицинские организации, аккредитованные на федеральном уровне, не коммерческие. Необходимо обучение по образовательным интерактивным модулям в интернете, для этого создан специальный сайт, - заметил ректор вуза. - Завершением данной системы и допуском к очередному циклу становится персональная аккредитация».

«В новой системе заложена идеология качества. Исходим из того, что врач должен соответствовать требованиям - профессиональным стандартам. Не соответствуешь, значит, можешь принести больше вреда, чем пользы», - считает он.

По мнению представителя медуниверситета, в результате сформируется учет количественной и качественной подготовки специалистов, появится возможность развиваться в нужном для российского здравоохранения направлении. «Если врач не соответствует требованиям, то его стаж работы, опыт могут оказаться не востребованными», - заверил он.

Работающему врачу, по его словам, в течение пяти лет необходимо составить так называемое «портфолио» - «результаты лечения, характеристики с места работы, отзывы от пациентов» и др. «При этом сохранится тестирование и собеседование. Но вместо симуляторов будет реальная жизнь», - подчеркнул А.Созинов.

Он также уточнил, что между первичной и повторной аккредитацией пройдет пять лет, но в этот период можно пройти первичную специализированную аккредитацию. «Врач может получить принципиально новые компетенции, освоить новые технологии», - заключил ректор КГМУ.




Наталья Литвинова

Код вставки на сайт

Всероссийский семинар «Организационно-методические вопросы по проведению первичной аккредитации выпускников – 2017» состоялся 16 февраля в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Интенсивный обучающий курс из двух блоков – теоретического и практического, был предложен председателям аккредитационных комиссий – представителям некоммерческих профессиональных организаций, которым предстоит провести летом 2017 года масштабную компанию по первичной аккредитации выпускников медицинских вузов.

Организаторы семинара – Минздрав России, Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» и Методический центр аккредитации специалистов.

Модератором семинара выступил проректор по научной работе и профессиональному образованию Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Сергей Шевченко. Открывая семинар, он передал пожелания успешной и плодотворной работы от имени ректора университета, академика РАН Петра Глыбочко.

С призывом создать эффективно работающую структуру первичной аккредитации выпускников, с самого начала заложив основы успешной работы на много лет вперед, к участникам семинара обратился президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Он отметил, что наряду с разработкой профессиональных стандартов, первичная аккредитация – «это конкретная работа, которая передана Минздравом России Национальной медицинской палате, государственно-общественная форма управления образовательной деятельностью».

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова пояснила, что семинар проходит в эталонном Методическом центре аккредитации специалистов, созданном на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. И в идеале именно в таких условиях должна проходить аккредитация. Также она рассказала о законодательных нормах, которые регулируют переход к процедуре аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Аккредитация вводится поэтапно, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года.

Подробные разъяснения о том, кто будет проходить аккредитацию, как формируется комиссия, какие документы необходимы для допуска и оценки специалиста содержит приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н. Татьяна Семенова объяснила необходимость аккредитации «глобальной эпохой перемен». Внедряются новые технологии, ФГОС и профессиональные стандарты, идет унификация требований к управлению качеством оказания медицинской помощи. В целом, аккредитация специалиста представляет собой особую форму экзамена, состоящего из нескольких последовательных этапов.

Директор Методического центра аккредитации специалистов Жанна Сизова выступила с презентацией и подробно пояснила особенности каждом этапа. Каждый этап – самостоятельный экзамен, который дает право допуска к следующему этапу. Первичная и первичная специализированная аккредитация включают: тестирование, оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях, решение ситуационных задач.

Каждый этап оценивается аккредитационой комиссией в формате сдано/не сдано. Этапы тестирования, оценки практических навыков считаются пройденными, если не менее семидесяти процентов ответов, практических действий являются правильными. Этап решения ситуационных задач считается пройденным, если как минимум на десять вопросов из пятнадцати возможных даны правильные ответы.

Выпускники вузов, прошедшие аккредитацию могут начать работу в первичном звене – участковыми терапевтами поликлиник. Выпускникам ординатуры предстоит более сложный экзамен – первичная специализированная аккредитация, дающая право допуска к специализированной медицинской деятельности. Для прохождения каждого этапа аккредитации даны три попытки.

Жанна Сизова подробно рассказала обо всех тонкостях первичной аккредитации и предложила участникам семинара перейти ко второму – практическому блоку семинара – демонстрации процедуры первичной аккредитации по специальности «Лечебное дело» и ознакомиться со станциями Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для проверки освоения профессиональных компетенций выпускников. Были представлены станции сердечно-легочной реанимации, экстренной и неотложной медицинской помощи, физикального обследования пациента, диспансеризации – для проверки компетенций, которые соответствуют трудовым функциям врача-терапевта участкового в соответствии с профессиональным стандартом.

Практический блок вызвал большой интерес участников семинара. В целом проведенный семинар в полном объеме представил информацию об изменениях в порядке допуска к профессиональной деятельности выпускников российских медицинских вузов и фактически стал стартом первичной аккредитации выпускников медицинских вузов-2017.

В 2017 году первичную аккредитацию пройдут более 37 тысяч выпускников медицинских вузов по восьми специальностям:



Наталья Литвинова

Скопировать в буфер обмена

Медицина стабильно лидирует в списке «профессий мечты». Провести бо́льшую часть жизни в белом халате стремятся самые ответственные выпускники школ. Социологические исследования показывают, что стабильно высокий спрос на медицинские специальности проявляется не во всех субъектах страны. Среди выпускников Москвы и Санкт-Петербурга, например, стало меньше желающих сделать карьеру на докторском поприще, при этом внутри профессионального сообщества врачей в названных городах наблюдается стабильность.

Другое дело – регионы: у провинциальной молодежи по-прежнему велико желание получить одну из докторских профессий. И если для этого есть достаточный объем знаний или делается ставка на платное обучение, то на повестке дня остается один вопрос – в какой университет или Академию подавать документы.

Возможно, изначально думая о поступлении медвуз, юноши и девушки больше одержимы идеей быть зачисленными на 1 курс. Все же принципиальным фактором оценки учебного заведения должно быть качество образования. Люди, которые это понимают, стараются поступить в престижные ВУЗы – конечно, московские и петербургские. Сюда же стремятся победители Всероссийских, Международных Олимпиад и другой «золотой» контингент, имеющий право на поступление вне конкурса.

Справка: здравоохранение – это единственное направление образования негуманитарного характера, где средний балл по ЕГЭ превышает отметку «70». В России более 75 ВУЗов Минздрава предъявляют завышенные требования к качеству базовых знаний у абитуриентов. Это говорит о не снижающемся престиже профессии врача.

В сфере платного образования места распределились следующим образом:

  • 32 тыс. поступающих в 2016 году предпочли экономические специальности;
  • 20 тыс. человек склонились к менеджменту;
  • 15,5 тыс. – это будущие доктора.

Состав высшей медицинской школы России

В 2019 году в РФ прием абитуриентов осуществляют 89 высших учебных заведений и факультетов Минздрава – из них:

  • 48 головных государственных учреждений;
  • 4 филиала государственных ВУЗов;
  • 7 негосударственных аккредитованных учебных заведений;
  • 2 филиала негосударственных университетов.

В их числе 23 головных медвуза в 2015 году прошли полную процедуру аккредитации.

Как выглядят медицинские ВУЗы на фоне общего рейтинга от Эксперт РА

Применение фундаментальных принципов методологических исследований и непредвзятость в оценке – два веских основания, чтобы считать рейтинги медицинских ВУЗов RAEX (Эксперт РА) одними из самых достоверных. Мнение об образовательных учреждениях сферы здравоохранения складывалось из 3-х характеристик:

  • качества образования;
  • научно-исследовательской работы;
  • востребованности работодателями.

В группу респондентов, среди которых проводился опрос, включили выпускников, студентов, преподавателей, представляющих научную и академическую коллегию, работодателей.

В первой сотне по итогам 2016 года оказались 16 лучших медицинских ВУЗов. В результате рейтинг медицинских ВУЗов России 2019 по качеству образования и другим критериям выглядит следующим образом:

№ п/п № в рейтинге ВУЗ
1 22 Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Первый МГМУ им.И.М.Сеченова)
2 23 Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)
3 27 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова)
4 32 Казанский государственный медицинский университет (КГМУ).
5 34 Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ, Томск)
6 46 Северо-Западный государственный медицинский

университет им. И. И. Мечникова (СЗГМУ, СПб)

7 49 Воронежская государственная медицинская

академия им. Н. Н. Бурденко (ВГМА).

8 51 Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ).
9 62 Уральская государственная медицинская академия
10 70 Омская государственная медицинская академия
11 73 Волгоградский государственный медицинский

университет (ВолгГМУ).

12 79 Рязанский государственный медицинский университет

им. академика И.П. Павлова (РязГМУ).

13 81 Курский государственный медицинский университет
14 83 Алтайский государственный медицинский университет
15 87 Саратовский государственный медицинский

университет имени В. И. Разумовского

16 95 Тюменская государственная медицинская академия

Если судить по результатам рейтингов, составленных агентством Эксперт РА за последние 4 года, качество образования в медвузах незначительно, но улучшилось. В 2014 году, например, в ТОП-100 было 11 учреждений, выпускающих дипломированных врачей, а спустя 2 года список лидеров пополнился четырьмя новыми именами.

Каким специальностям учат в лучших медвузах государства и какова стоимость образования, получаемого на коммерческой основе – представляем информацию по первой пятерке лидеров:

№1: Первый МГМУ им.И.М.Сеченова

№2: ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова

№3: РНИМУ им. Н.И. Пирогова

№4: КГМУ (г. Казань)

№5: СибГМУ (г. Томск)

Бюджет или коммерция – определят баллы ЕГЭ

Баллы, набранные по результатам ЕГЭ, по-прежнему являются критерием, определяющим качество знаний абитуриента. Заветные цифры принимают за то самое пороговое значение, перешагнуть которое – значит 1 сентября официально ступить за порог выбранного ВУЗа. Кандидатам, не добравшим необходимые «очки», придется выбирать между платным образованием в том же заведении, зачислением в другой университет с более лояльной бальной политикой или совершить очередную попытку поступить в «ВУЗ мечты», но уже через год.

  1. Первый МГМУ им.И.М.Сеченова
  2. РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
  3. СпбГПМУ.
  4. СПбГМУ им. академика И.П. Павлова
  5. НГМУ, г. Новосибирск.
  6. РязГМУ.
  7. ВолгГМУ.
  8. СибГМУ (г. Томск).
  9. КрасГМУ, г. Красноярск.
  10. РостГМУ, г. Ростов-на-Дону.

Лучшие среди платных медицинских университетов

Самый высокий уровень образования показывают образовательные заведения здравоохранения Москвы, Санкт-Петербурге, Краснодара, Казани, Воронежа, Самары, Нижнего Новгорода, Твери. В этих городах профессии врача обучают платно, при этом даже «на коммерцию» попадают абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ. Сведения были получены в результате мониторинга, проведенного по инициативе МИА «Россия сегодня» и НИУ «ВШЭ».

Представляем первую десятку ВУЗов, на платные отделения которых сложно попасть из-за завышенных конкурсных баллов:

  1. ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
  2. ВГМА им. Бурденко.
  3. МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
  4. КГМУ.
  5. СпбГПМУ.
  6. КубГМУ, г. Краснодар.
  7. Первый МГМУ им.И.М.Сеченова.
  8. СамГМУ.
  9. ТГМУ, г. Тверь.
  10. НижГМА, г. Нижний Новгород.

По традиции самыми востребованными специальностями с соответствующим конкурсом являются:

  • стоматология
  • лечебное дело
  • педиатрия
  • фармация.

Получить профессию врача заочно невозможно. В российских ВУЗах есть ряд факультетов, где приемлема такая форма обучения, но, во-первых, их количество постепенно сводится к нулю, во-вторых, обучают здесь не будущих терапевтов и стоматологов, а специалистов с условно-медицинским профилем – например, сестринскому делу с уклоном на менеджмент.

Насколько высоко ценится диплом российского медицинского ВУЗа за рубежом

Полномочиями на присуждение международных квалификаций в области медицины сегодня не наделен ни один орган в мире. Учитывая этот факт, низкий статус диплома российского ВУЗа и его неконвертируемость следует принимать, как ложное и ничем не подтвержденное суждение. Подобным мифом ранее, в советские времена, правительственные чиновники и заинтересованные структуры пытались перекрыть дорогу на запад квалифицированным специалистам.

О качестве образования в заведениях высшей школы, а также о престиже самого учреждения, не совсем правильно судить по присвоенным наградам и регалиям. Самый объективный оценочный фактор – это практикующие выпускники – их работа, карьера и достижения. Удерживать высокий статус можно только при постоянном присутствии на рынке и наличии прогресса по всем направлениям, в т.ч., по научно-исследовательской работе и сотрудничеству с «заграницей».

Законодательство США, например, разрешает принимать на работу врачей с дипломами ВУЗов, зарегистрированными в ВОЗ и в агентстве IMED-FAIMER (орган, уполномоченный государством). Работодателям должно быть все равно, какое заведение закончил соискатель – Гарвард или ГМУ в Краснодаре. Во главу ставится не место получения диплома, а профессионализм и личностные способности. Если название учреждения не числится в списке ВОЗ, на вакансию не стоит рассчитывать. Конкретно – наименование медвуза должно упоминаться в каталоге «Авиценна» (содержит обширный перечень образовательных заведений мира, работающих на здравоохранение и на другие направления деятельности) и в «WHO WorldDirectory of Medical-Schools».

По такому же признаку следует выбирать и учреждение для получения образования: если его название не значится в каталогах ВОЗ, оно теряет привлекательность у поступающих и не может претендовать на престижность.

Регистрация медвузов в ВОЗ осуществляется на основе заявки, поданной государственным органом, компетентным в решении подобных вопросов. В России такой инстанцией является Министерство здравоохранения РФ. Сама процедура регистрации выполняется автоматически, но процесс этот иногда искусственно затягивается по причинам, известным самим представителям международной организации. Примером тому служит медицинский факультет Санкт-Петербургского Госуниверситета: год его основания – 1995, а официально в списках ВОЗ он появился только в 2003, а в 2006, после запроса администрации, был внесен в перечень IMED.

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

...Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском - это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов. Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами.

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова .

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Источники и дополнительные материалы:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года № 1192 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».

Все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года. Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена.

В 2017 году многие врачи приступят к работе без обучения в интернатуре

Напомним, что до недавнего времени даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена. Сейчас же будет достаточно одного диплома об окончании соответствующего ВУЗа. Согласно основным положениям нового подхода к получению медобразования, студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закрепленных за вузом больницах и поликлиниках.

Нововведение предполагает, что студенты педиатрических и лечебно-профилактических факультетов уже на пятом и шестом году обучения будут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закрепленных лечебных учреждений. Стоматологи и фармацевты будут проходить такую практику уже на четвертом и пятом годах получения образования.

В качестве основной цели, которой можно достичь путем отмены интернатуры, озвучено решение проблемы с нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики». Представители Минздравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. «Бюджетники», обучавшиеся на стипендии, после окончания ВУЗа должны будут вернуть государству затраченные на них деньги. Система напоминает практику распределения, существовавшую при СССР, и вызывает у студентов резонное волнение.


Молодой врач получит место работы в районе, от которого проходил набор

Далеко не каждый мечтает поехать в село на «отработку»! Только по прошествии трех лет врачебной деятельности в качестве терапевта или педиатра бывший студент получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вопрос об окончании ординатуры остается актуальным для тех, кто планирует заниматься хирургией, трансплантологией, кардиологией, неонатологией и другими специальностями.

Новое в порядке аккредитации медработников

Отметим, что 2017 год принесет еще одну новинку для медиков: процедура сертификации будет заменена на аккредитацию, совмещенную с госэкзаменами. Предполагается, что данная мера повысит качество образования. Обязательная аккредитация была введена в 2011 году. Согласно принятому закону, регламентирующему сферу охраны здоровья, в 2016 году вступает в действие порядок аккредитации – процедуры, на основании которой определяется готовность врача осуществлять профессиональную деятельность.

Проходить такое освидетельствование нужно будет каждые пять лет. Минздравом запланировано создание общего реестра медицинских специалистов, в котором опубликуют сведения об уровне образования и повышении врачами квалификации. Таким образом, пациенты смогут оценить профессиональные навыки и компетенцию существующих медиков и самостоятельно выбрать лечащего врача. Стоит отметить, что пока Минздрав не оглашает четких требований к критериям оценки или правилам прохождения аккредитации.

Предположительно, в нее будет входить проверка знаний при помощи тестирования, предоставление портфолио и экзаменация в центре симуляции. Врачи, которые успешно пройдут испытание, получат «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи». Аккредитацию выпускников 2016 года проведут профильные ВУЗы, а действующие врачи пройдут ее на протяжении пятилетнего срока в специально созданных центрах.


Минздрав планирует создать для пациентов общий реестр медработников

Критика реформы медобразования

Многие специалисты в сфере здравоохранения отмечают, что данные инновации кажутся им весьма сомнительными. Существовавшая ранее система подготовки медспециалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретическую компоненту обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков, которые принимали на себя большую часть ответственности. Некоторые врачи даже высказывают мнение, что данная мера является сугубо популистской.

Конечно, вчерашние студенты, которые заполнят вакансии терапевтов и педиатров, ликвидируют очереди в поликлиниках (на сегодняшний день в России не заполнена квота участковых врачей, оцениваемая в 40 тыс. человек). Медики также опасаются, что таким образом Министерство здравоохранения создаст искусственную конкуренцию, ведь если место врача легко может занять вчерашний выпускник, то сложнее отстаивать право на повышение оклада.

Согласно словам Александра Когана, доктора медицинских наук и онколога, лишь интернатура дает возможность подготовить узкоспециализированных врачей-практиков. Отмена этой ступени подготовки и замена ее на практику в течение обучения приведет к сокращению часов, выделяемых на микробиологию, биохимию, физиологию, так что будущие терапевты упустят часть важной теоретической подготовки. Попросту невозможно, чтобы вчерашний выпускник был готов к реальной работе сразу после получения «корочки».


Всех волнует вопрос: справятся ли вчерашние студенты с настоящей работой?

Поддерживает это мнение и педиатр высшей категории Светлана Новичихина, имеющая степень кандидата медицинских наук. Она считает, что в будущем данная инновация приведет к сокращению числа узких специалистов. Ее выводы построены на простом расчете: шесть лет студент обучается в медвузе, после чего три года отрабатывает в терапии поликлиники. К моменту, когда можно будет поступить в ординатуру, медику стукнет 27 лет.

Вполне вероятно, что к этому возрасту многие успеют обзавестись семьей и детьми. Допустим, что на должности терапевта врач зарабатывает 20 тысяч рублей, а при обучении в ординатуре он сможет получать около 2 тысяч стипендии, причем в течение 2-5 лет. Вполне естественно, что семейные люди вряд ли смогут себе это позволить. Так что терапевтов будет достаточно, а вот хороших хирургов, ортопедов или гинекологов можно и потерять.

error: Content is protected !!