Речевая культура человека зеркало его духовной культуры. Семинар для воспитателей: "Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры". «Язык - зеркало культуры человека»

Сочинение

Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.

Кроме того, я убеждена, что речь должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать политическую, художественную, научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на особенно удачные высказывания, на построение предложений. Считаю, что нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли, исправлять себя, правильно строить и перестраивать сказанное, искать наилучшие и самые нужные варианты высказывания. Я не во всем соглашаюсь с изложением мыслей автора. Ведь языковую неграмотность перевода следует рассматривать не только по отношению к русскому языку, а и к другим языкам. Грустно признавать, что единственной постоянной составляющей поведения миллионов людей в нашей стране можно назвать культуру “общака”. Незаметно тюремный сленг сегодня вошел в язык подростков и студентов, что само по себе не такое и невинное явление. К сожалению, он уже стал общим достоянием в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов и высоких чиновников, входит в семьи и дворовые компании, трудовые коллективы и на вечеринки. Это меня беспокоит более всего. А кто же должен позаботиться о настоящем возрождении украинского языка, как не государство?

Я думаю, что ныне только мы можем сохранить те духовные сокровища, которые получили в наследство от предыдущих поколений, и передать их дальше, своим потомкам, не прервать код нации, который определяет ее идентичность и самобытность. И какие бы угрожающие процессы не происходили с нашим языком, не верю, что они – необратимые. Как отмечают языковеды, одним из существенных показателей человеческого благородства является культура речи – понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое.

Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность – основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение…

Можно много говорить о магии слова и культуре речи. Но эти понятия, эти странные вещи такие же давние, как и сам народ. Скажем, отдельного разговора заслуживают и родственные обращения. Традиционно на Украине дети называли своих родителей на “вы”, что диктовалось высоким уважением к ближайшим людям. В нашу повседневную жизнь вошло много словесных приветствий, но наши предки были более осмотрительными с ними и в каждом случае использовали далеко не весь арсенал. Утром, в обед или вечером употребляли лишь те, которые отвечали определенному времени. Это же касалось и количества лиц, их возраста, пола, даже социальной принадлежности. Скажем, когда одиночка здоровался с несколькими людьми, непременно употреблял множественную форму: “Здравствуйте!” или “Доброго вам здоровья!”. Есть в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово “благодарю”. Часто ли мы дарим его другим? К сожалению – нет.

Выращенные веками и закрепленные в быту лучшие формы приветствий, обращений для повседневного общения – не обычная человеческая прихоть и, тем паче, не пустое фразерство. Это – наш повседневный этикет, наша культура, взаимоотношения, в конце концов, наше здоровье – физическое и духовное. Это наш образ жизни…

А как же быть нам, молодому поколению, которое входит в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия? В хаосе невоспитанности и бескультурья, в том числе языкового. В мире, где господствует невежество, грубость, черствость. И как это не досадно – в мире, где многие мои ровесники вырастают скупыми на ласку и теплое слово, сторонятся богатства родного языка, довольствуясь суржиком, чужими словами, забывая вежливо поздороваться, искренне поблагодарить. Какой выход? Нужно учиться самим и учить других, так как “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры” (Василий Сухомлинский).

Ковалева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО " ЗСХТ имени Бабаевского П.А."
Населённый пункт: п.Зимовники Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речевая культура человека - зеркало его души
Дата публикации: 01.04.2016
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМОВНИКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ БАБАЕВСКОГО П. А.»

РАЗРАБОТКА УРОКА

(как части педагогического проекта)

на тему:

« Речевая культура человека – зеркало его души»

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы И.В.Ковалева

Зимовники, 2016г.

Тема урока: « Речевая культура человека – зеркало его духовной

культуры» (В.Сухомлинский)

Цели урока:
1. Совершенствовать культуру речи; уметь аргументировать свой ответ на высказывания о культуре речи; 2. Использовать знания по орфоэпии; 3. Продемонстрировать навыки правильного словоупотребления; 4. Развивать системное мышление.
Оборудование:
1. Карточки с заданием по орфоэпии, лексике; 2. Рисунки, таблицы для оформления доски; 3. Презентация по теме урока.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Преподаватель:
Добрый день ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня мы с вами постараемся помочь мне в реализации интересного проекта и подтвердить или опровергнуть, выдвинутую молодёжью гипотезу, что успешному человеку, наживающему материальные ценности не обязательно правильно говорить. Для этого разделимся на 2 команды, чтобы за короткое время успеть реализовать наши цели; они выведены на экране. (Совершенствовать культуру речи, уметь выстроить свой ответ, использовать знания по орфоэпии и лексике, учиться развивать системное мышление). На столах у вас
карточки – задания, а в голове, надеюсь, прочные знания!
Итак. Перед нами успешный молодой человек и мы постараемся доказать, что наша тема к нему имеет непосредственное значение.. или нет.
Основная часть
:
1. Работа над эпиграфами урока.
(На экране высказывания о значении слова) - Ребята найдите ключевые слова в этих выражениях. - О чем говорят пословицы? - Найдите и зачитайте слова, относящиеся к сегодняшнему времени.
2.
Проведение имитационной игры. (
Слушателям дается небольшая контрольная диагностическая работа по орфоэпии). Ребята, предлагается принять участие в
ролевой игре «Диктор». (Слайд)
(Первые 6 предложений читает 1 команда. С 7-12 – 2 команда)
Работа по орфоэпии.
1. В бассейн начала поступать вода. 2.Эти сапоги красивее и удобнее. 3.Мусоропровод был вовремя исправлен. 4.Новая программа была принята и утверждена за короткий срок. 5. Договор облегчит товарообмен между обеими странами. 6. Не балуйся! 7.Орган – музыкальный инструмент. 8.Задание первого квартала выполнено. 9.Мы позвоним вам завтра. 10.Принято решение премировать отличившихся. 11.Наша цель близка. 12.Ответы верны. Исходя из возникших затруднений выбираются слова для орфоэпической разминки – скандирования (каждое слово произносится не менее трех раз).
3.Редакторская правка.(слайд)
Пушкинская правка - образец взыскательного отношения к собственному слову.
«Метель»
1). В одну минуту дорогу занесло снегом. 2). В одну минуту занесло дорогу сугробами. 3). В одну минуту занесло дорогу. И окончательный вариант: 4). В одну минуту дорогу занесло. Гениальный поэт показывает нам, как одновременно просто и трудно найти единственно верное решение речевой проблемы.

Отредактируйте предложения и прокомментируйте ответ:

1 группа участников.
(Слайд) 1.Мы были
шокированы (
удивлены, поражены
)
прекрасной игрой актеров. 2.Молчалин
работает (
имеет чин секретаря
)
секретарём Фамусова.
Ответы: 1Б; 2А

группа участников.
1.
Молодой
юноша
; очень
прекрасный. (Прекрасный юноша.) 2 . В э т о м
рассказе

рассказывается
о реальных событиях.(В этом произведенииповествуется о реальных событиях).
Ответы: 1Б;2А

4.(!)
Художественная литература всегда была и остается школой мастерства. Причем писать хорошо и многословно, витиевато -совсем не одно и то же. Помните, как Гомер описывал красоту Елены? «Когда Елена вошла, увидев ее красоту, старцы встали». Простые слова, но каждый чувствует силу красоты, перед которой встали старцы. (слайд) Произведение, воспринятое лишь как «содержание», не доставит наслаждения, не утолит жажды сердца. Чтобы совершенствовать собственную речь, важно научиться оценивать форму.
Напишем небольшое сочинение «по восприятию».
Я читаю стихи В. Солоухина, а вы отметьте поразившие вас детали, художественное своеобразие. Какое настроение рождают эти строки? Чем оно вызвано?
- Здравствуйте! –

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?(слайд

Предлагается прочитать написанные мини - сочинения. Все слушали один текст, а какое разнообразие впечатлений и мыслей! И это является отправной точкой для дальнейшей работы учителя. Вместе ищем ответ на вопрос, в чем же заключается сила слова.
5..

Прием сравнения
помогает выбрать правильную речевую тактику. Он одинаково учит как на положительном, так и на отрицательном примере. Перед вами текст поздравления: «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего». А вот так начинаются многие письма Петра I жене Екатерине Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!» Что вам хочется сказать по поводу этих образцов эпистолярного жанра? Попробуйте составить текст поздравления близким вам людям. Легко ли вам было его писать? Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления? Пока вы пишите 1 участник пусть подойдет к моему столу и выберет карточки для иллюстрации проекта.
Подведем итог урока:
Давайте посмотримкакими качествами мы наделили успешного человека. (Народная мудрость. Богатство языка. Грамотная письменная речь и т. д.)
Чтобы правильно оценивать своё речевое поведение, необходимо

помнить о том, что «зорко одно лишь сердце». Наша речь – важнейшая

часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

Мне очень хочется, чтобы сейчас каждый из нас задал себе вопрос:

«Когда и кого я в последний раз утешил, вдохновил, вылечил словом?»

Если ответ неутешительный, еще не поздно исправить ситуацию.

Моделирование
Присутствующим предлагается сконструировать собственную модель правил в режиме презентуемой технологии, как поиск ответа на вопрос: « Чем же обусловлен успех выступления?»
(
Далее идет обсуждение предложенных моделей учебного занятия.)
Рефлексия
1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы при построении вашей речи?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

«Язык - зеркало культуры человека»

Каждый из нас познает мир: одним познание дается труднее, другим- полегче,один взрослеет быстрее, другой- помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без самых простых слов и выражений.

В мире существует очень много разных языков, так как национальностей тоже много. У каждых народов мира есть свой язык. У русских- великий и могучий русский язык. У англичан - английский. На Украине говорят на украинском. Так же есть языки: арабский, немецкий, испанский, французский. Языки бывают разные, но для разных народов мира есть свой родной язык. Для меня родной язык - удмуртский. Я горжусь этим, потому что живу в Удмуртии.

Язык - это целый мир. С раннего детства мы познаем мир. Сначала только из любопытства, а потом по необходимости, чтобы найти свое место в нем. Каждый человек на своем жизненном пути сталкивается с какой- либо проблемой. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами. Умение правильно выражать словами свою мысль- дело нелегкое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить свою мысль, чтобы слушающий понял ее соответственно. Плохо выраженная мысль это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Поэтом можно сказать, что язык - это культура речи.

Язык, как культура речи, занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством. Человек обладающий культурой речи, это человек который умеет выразить свои мысли четко и ясно. Владение человеком культуры речи является показателем не только высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и показателем профессиональной пригодности для людей самых разных профессий. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры. язык культура духовный

От того, что говорить человек очень много зависит. Если человек умеет высказывать свои мысли, то ему на много проще общаться с другими. Когда человек грамотно говорит, то с ним на много интересней общаться. Культура речи показывает на сколько образован человек. Сейчас очень часто люди выражаются нецензурной бранью, они этим хотят заработать авторитет, и не замечают как это некрасиво.

Каждый человек должен овладеть искусством общения, так как от его уровня общения зависит успех в личной и профессиональной сферах жизни.

Итак, язык - зеркало культуры человека. Под словом культура подразумевается чаще всего уровень развития человека. А так же культура может означать степень духовного развития человека и уровень его воспитания. Духовную культуру человек тоже должен развивать, прививать любовь к прекрасному, чаще посещать музеи и просто смотреть на красивые вещи.

Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек- это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый придти на помощь, скромный, гуманный. Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Вместе с тем, культуру невозможно представить без умения общаться, придерживаться норм этики. Так же человек не должен забывать о соблюдении правил поведения, так как он живет среди людей. Этому, конечно, необходимо учиться всю жизнь.

Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. Ведь без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи.

А в заключении хочу сказать, что я очень люблю и уважаю своих родителей. Так как они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога и придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Мне необходимо еще очень многому учиться, чтобы стать культурным человеком.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ взаимоотношения культур и языков в сегодняшнем современном мире. Распространение английского языка. Культура англо-говорящих стран (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Индия). Язык как зеркало культуры.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии. Язык и символы культуры. Культурная картина мира. Роль политического фактора в формировании русской культуры. Сущность евразийской концепции. Культура современного общества.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2015

    Культура. Культурология наука о культуре, о смыслах. Мир культуры человека. Материальная культура. Язык культуры. Религия. Искусство. Греческая культура. Римская культура. Античность. Средние века. Эпоха Просвещения. Характерные черты ее культуры.

    реферат , добавлен 17.03.2007

    Искажение русского языка и речи в процессе общения в сети Интернет. Логически чёткая образная речь как показатель умственного развития. Формирование культуры личности посредством овладения языком. Уровни речевой культуры, модель ее формирования.

    презентация , добавлен 13.12.2011

    Характеристика основных особенностей древнерусской культуры. Развитие язычества в Древней Руси, предыстория принятия Русью христианства. Древнерусский язык как продукт многовековой истории. Особенности развития кузнечества, архитектуры, иконописи.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Типология знаковых систем культуры: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные и вербальные. Вербальный иллюзионизм в современной культуре; язык как средство мышления и общения. Интерпретация текстов и вторичные моделирующие системы.

    реферат , добавлен 18.03.2011

    Формирование национальной культуры. Генезис массовой культуры. Универсальность средств массовой коммуникации. Обогащение и развитие духовного мира человека. Глобальные средства распространения основных продуктов культуры. Эволюция социальных идеалов.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Язык как средство общения. Символы, мифы и знаки (письменные) – методы передачи и сохранения информативных ценностей. Язык как главный инструмент познания и освоения внешнего мира. Путь от реального мира к понятию и выражению этого понятия в слове.

    реферат , добавлен 05.06.2015

    Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.

    шпаргалка , добавлен 04.04.2011

    Становление культуры-первостепенной роли общения. Древние свидетельства существования человеческой культуры. Ранние этапы формирования культуры. Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока. Антропогенез и предпосылки развития культуры.

Семинар-практикум.

Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры .

Цель:

    Повышение общей культуры воспитателей;

    Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры;

    Расширение знаний о значении соблюдения вопитателями норм литературного языка;

    Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи:

    Расширить представление о речевой культуре воспитателя, как основного инструмента культуры в целом;

    Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи;

    Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста;

    Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми;

    Вызвать чувственный отклик и активное участие воспитатей в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно.. важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Каким должен быть словарный запас одного человека? 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других 11-13 тыс. слов. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 211 тыс. слов, причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами.1год -20 слов, 6лет- 5тыс. слов.

За 20 лет грамотность упала на 30%.Люди больше общаются с компьютерами, чем с детьми.

    Примеры из жизненных ситуаций

Язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Речевая функция не дается с рождения, а может формироваться только в речевой среде (Маугли). Ребенок проходит все этапы развития речи: издает звуки, слоги, слова…

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Что такое «культура речи»?

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Слайд 2

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз , но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении .

А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей".

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Это поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей.

Примеры из жизненных ситуаций.

слайд

Речь должна быть : правильной, точной, логичной, чистой, выразительной, богатой, уместной.

Слайд. Характерными чертами языковых норм являются:

    • относительная устойчивость;

      распространённость;

      общеупотребительность;

      общеобязательность;

      соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных , . Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Динамичность развития языка и изменчивость норм.

Постоянное развитие языка ведёт к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад сегодня может стать отклонением от неё. В (1935-1940) слова з акусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. По данным Орфоэпического словаря русского языка 1983 года такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница . В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта. В слове сливочный произношение [шн] признаётся хотя и допустимым, но устаревшим вариантом, а в словах закусочная, игрушечный новое произношение [чн] стало единственно возможным нормативным вариантом.

Крыжовниковое варенье – крыжовенное, грушевое, сливовое… на этом примере видно, что в истории литературного языка возможны:

Слайд.

сохранение старой нормы;

конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы.
Пример.
Абитуриент. Выпускник.

Изменяются и грамматические формы Зало, зала. Георгина, рояля – ж. р. сейчас м. р..

В 19 веке мы ходили на театр, но в концерт. Ездили на Украину, но в Москву. Сейчас в Украину.

Однако ошибка ошибке рознь. Иной раз сделаешь неправильное ударение в слове, а никто и не заметит! Но есть ошибки «страшные»! Пример из книги Чуковского «Живой как жизнь».

Глаголы – ляжь, едь, езжай, ложте - не существуют.

Фильм «Доживём до понедельника»? «Я им говорю, не ложьте! А они все ложат и ложат!» – «Таисия Ивановна! Голубушка! Нет такого глагола в русском языке!»

80 процентов жителей России продолжают употреблять этот глагол неверно?

Про носки надо говорить «носков», а про чулки – «чулок». Но пожалуй, на первом в данном случае непочётном месте стоит неправильное ударение в словах «звонИт», «звонЯт».

Фольга - фОльга

Работа в группе «Исправь ошибки»

Слайд.

Дети одели шубы, шапки и отправились гулять.

Мы с детьми сели в автобус и нас попросили оплатить за проезд.

Я прийду завтра в детский сад.

Мы были на дне рождении у Оли и ели язык.

Он полный невежа в вопросах искусства

Слайд

Дети надели шубы, шапки и отправились гулять.

Мы с детьми сели в автобус и нас попросили оплатить проезд.

Я приду завтра в детский сад.

Мы были на дне рождения у Оли и ели вкусный язык

Ударение – самая сложная для усвоения область русского языка .

Слайд

Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.

4 процента слов с неподвижным ударением тоже вызывают трудности. К ним относятся, например, такие слова: грАбли, Ясли, Туфли

бл"aга – бл"aгам, бл"aгами, о бл"aгах…

петля – п"eтлю, п"eтлей, о п"eтле…

догов"oр – догов"oра, о догов"oре…

Кроме того, ударение порой в корне меняет значение слова. Загадку: Слайд.

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуйте поставьте

Нам другое ударенье!

Осторожней будьте с нами:

Можем забодать рогами.

Песня «Русский язык»

Слайд.

Работа в группах «Поставь ударение»

Слайд

Звонит

Банты

Баловать

Мышление

Ненормированный

Маркетинг

Обеспечение

Кухонный

Плесневеть

Творог

Долбит

Каталог

Деньгами

Торты.

звонИть

бАнты

баловАть

мылЕние

ненормирОванный

мАркетинг

обеспЕчение

кУхонный

плЕсневеть

твОрОг

долбИт

каталОг

деньгАми

тОрты

БалОванный

Масло масляное

Каждое слово в родном языке – на вес золота! И всё-таки некоторые слова в нашей речи порой становятся лишними!

Слайд

Основные принципы

Продублировать дважды

Свободная вакансия

Реальный факт

Ценный раритет

Панацея от всех болезней

Процесс пошел

Высший предел

Памятный сувенир

Ведущий лидер

Прогрессировать вперед

Хронометраж времени

Биография жизни

Хорошая погода

Вечерняя серенада !

Иностранные слова.

Восприятие чужих слов , а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка.

Слайд.

М.Зощенко «Обезьяний язык» Прослушиваем ауди.

Слайд.

Модные слова.

Слайд.

Пример. Роман «Война и мир». (Модное слово – грипп).

Слайд.

Что означают употребляемые нами в запальчивости слова ?

Слайд.

Зараза.

Ты отказала мне два раза,

«Не хочу!» – сказала ты,

Вот такая вот зараза девушка моей мечты!

Девушка его мечты, наверное, обиделась на слово «зараза» 250 лет назад. А зря! Синоним - «прелести» и «очарования».

В доказательство я приведу две стихотворные строчки поэта XVIII века:

С Сореной мне расстаться!

Не зреть её очей! Не зреть её зараз?!

Очевидно, «заразить» означало «сразить наповал» – в данном случае, видимо, красотой!

Идиот – непохожий на других

Из какого фильма этот трек. Аудио прослушать.

Слайд. Мымра.

мымрить – безвылазно сидеть дома». Может быть, «мымра» – это тоже комплимент, означающий, что женщина домовита, хорошая хозяйка? Но нет! «Мымрой» стали называть нелюдимого, скучного, угрюмого человека – чаще всего женщина.

Позор. . В былые времена оно означало «спектакль», и ничего больше. А слово «позорищный» – «к спектаклю относящийся». Позже слово «позор» приобрело более общее значение и стало синонимом слова «зрелище».

слайд

Недостатки в речи воспитателя:

    насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

    использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

    частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

    копирование речи малышей, «сюсюканье»;

    использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

    нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

    побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

    произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

    неправильное ударение в словах;

    монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

    правильно произносить все звуки родного языка;

    чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

    строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

    использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

    в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

    связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Итог:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. С. Тургенев

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно,неточно,неверно.
А.Н. Толстой

error: Content is protected !!