Кто относится к работникам бюджетной сферы. Бюджетные организации. Государственные учреждения: примеры Организация государственных бюджетных учреждений

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.

Согласно п. 1 ст. 161 БК РФ, бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления за исключением казенных предприятий и автономных учреждений в целях БК РФ признаются бюджетными учреждениями (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Признаки бюджетного учреждения:

1) бюджетное учреждение является некоммерческой организацией;

2) учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование;

3) основная деятельность бюджетного учреждения финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты либо займы у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 8 ст. 161 БК РФ).

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 9 ст. 161 БК РФ). Собственник имущества бюджетного учреждения в соответствии с положениями ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Доходы и расходы бюджетных учреждений

Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований данного учреждения, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

Порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения установлен ст. 221 БК РФ.

После утверждения сводной бюджетной росписи ее показатели доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов. Методология составления и утверждения смет доходов и расходов учреждений, состоящих на бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, устанавливается Министерством финансов РФ, однако в настоящее время какого-либо общего нормативного документа, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств должен утвердить эту смету. При этом смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

В течение одного рабочего дня со дня утверждения смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается бюджетным учреждением в орган соответствующего уровня бюджетной системы РФ, исполняющий бюджет.

Необходимость составления сметы доходов и расходов бюджетных учреждений обусловлена тем, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Финансирование бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет соответствующего уровня, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия либо отсутствия сметных назначений. В то же время у бюджетного учреждения в наличии имеются средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

РФ, органами государственной власти субъектов РФ , органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов .

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления за исключением казенных предприятий и автономных учреждений в целях Бюджетного кодекса РФ признаются бюджетными учреждениями (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Признаки бюджетного учреждения:

  1. бюджетное учреждение является некоммерческой организацией ;
  2. учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование ;
  3. основная деятельность бюджетного учреждения финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам . При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 9 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Собственник имущества бюджетного учреждения в соответствии с положениями ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.

В рамках экономики конкретного государства свою деятельность осуществляют различные организации. При этом бюджетные учреждения имеют особую структуру и цель.

Что такое бюджетные организации

Говоря о бюджетных учреждениях, стоит понимать, что это организации, которые были созданы органами государственной власти или местного самоуправления.

Их целью является реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и других функций, которые имеют некоммерческий характер и финансируются государственным бюджетом. В качестве такого финансирования используется смета доходов и расходов.

Признаки бюджетного учреждения

Для того чтобы точно определить, какие организации - бюджетные, необходимо ориентироваться на определенные признаки:

  • В качестве учредителей выступают органы субъектов и государственной власти РФ, равно как и органы местного самоуправления. В свою очередь, различные хозяйствующие объекты, например, кооперативы и акционерные общества, не имеют возможности создавать бюджетные организации.
  • В качестве ключевой цели создания подобной организации в документации должны быть отображены только функции некоммерческого характера. Но это не означает, что оказание платных услуг находится под запретом, равно как и получение определенных доходов. Суть в том, что достаточно много бюджетных учреждений посредством осуществления различных видов оплачиваемой деятельности получают средства, необходимые для стабильного развития. Но, как и говорилось выше, получение прибыли не может выступать в качестве основной задачи учреждения бюджетного типа.
  • В основе финансового планирования лежит смета доходов и расходов. Составление этого документа должно быть завершено до начала финансового года. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях также подразумевает составление баланса исполнительной сметы на конец отчетного периода.
  • Финансирование бюджетного учреждения должно осуществляться за счет ресурсов государственного или муниципального бюджета. Но интересным является тот факт, что государственное финансирование еще не делает организацию бюджетной. Дело в том, что подобный тип финансирования может осуществляться по отношению и к некоторым коммерческим структурам. Речь идет о крупных закупках определенных товаров для обеспечения государственных и муниципальных целей, а также дотациях, субсидиях, субвенциях и других видах финансовой поддержки.

Таким образом, статус бюджетной организации присваивается тому учреждению, которое сочетает в себе все указанные выше признаки.

Виды бюджетных организаций

Подобные учреждения могут иметь некоторые отличия, что позволяет их определенным образом классифицировать.

Если принять во внимание функции, которые выполняют бюджетные организации, то можно выделить следующие виды:

  • Судебная власть. Это верховный, конституционный, высший арбитражный, а также суды общей юрисдикции.
  • Местное и государственное самоуправление. К этой группе можно отнести Комитет по военно-техническому сотрудничеству с другими государствами, Федеральную службу по банкротству и финансовому оздоровлению, Министерство финансов РФ и др.
  • Международная деятельность. Это представительства за рубежом и посольства.

Бюджетные организации можно разделять и в зависимости от источника финансирования:

  • За счет бюджетных средств субъектов РФ.
  • За счет средств Федерального бюджета.
  • Финансируемые посредством ресурсов местных бюджетов.

Счета бюджетной организации

Для того чтобы подобные учреждения могли полноценно использовать средства, выделенные из государственного бюджета, им нужно открыть специальные счета. Делается это в Федеральном казначействе. В коммерческих банках бюджетные учреждения обслуживать свои счета не имеют права. Данное положение четко определено законодательством РФ.

При этом каждый получатель средств из местного или государственного бюджета, являясь федеральной бюджетной организацией, может использовать и получать средства от доходных видов деятельности только при условии соответствующего разрешения от тех структур, которые выступают в качестве источника финансирования.

Также существуют отдельные счета, на которых учитываются подотчетные средства, используемые для расходов на командировки, транспорт, коммунальные услуги, оплату труда и другие нужды.

Учет денежных документов

В этом случае идет речь о той ситуации, когда бюджетные средства организации используются для предварительной оплаты. Речь идет о картах и талонах для оплаты за масло и бензин. К денежным документам относятся марки госпошлины, путевки в санатории и дома отдыха, которые оплатило госучреждение, талоны на питание и др.

В качестве счетов для учета таких документов стоит рассматривать приходные и расходные кассовые ордера, которые, в свою очередь, подлежат обязательному учету в соответствующем журнале.

Эти документы и данные по их учету находятся в кассе бюджетной организации, которая ежегодно проходит инвентаризацию.

Основные требования по учету

Изначально во внимание стоит принять закон «О бухгалтерском учете». Именно в нем содержатся основные требования относительно формы учета бюджетной организации:

  • имущество, которое является собственностью организации, нужно учитывать отдельно от имущества других юридических лиц, находящихся в данном учреждении;
  • бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется только в рублях;
  • ведение учета должно быть обязательным и непрерывным с момента регистрации учреждения и до момента его окончательной ликвидации;
  • любые результаты инвентаризации и хозяйственные операции должны своевременно регистрироваться на бухгалтерских счетах;
  • в качестве основания для фиксации в учетных регистрах могут рассматриваться первичные учетные документы, составляемые в момент проведения хозяйственной операции или сразу после ее завершения;
  • раздельно учитываются те затраты, которые сопряжены с капитальными вложениями или производством продукции.

Объекты и задачи бюджетного учета

Под этим видом учета стоит понимать бухгалтерский учет смет расходов учреждения и исполнителя бюджета.

В качестве объектов, на которых данный вид учета ориентирован, можно выделить следующие категории:

  • денежная наличность, хранящаяся в банках;
  • резервы и фонды, созданные в бюджетах во время их исполнения;
  • расходы и доходы бюджета;

  • материальные ценности учреждений;
  • средства в расчетах между бюджетами.

Такой тип учета используется в качестве средства контроля за процессом исполнения бюджета и позволяет рационально распределять национальный доход с целью расширения воспроизводства.

Бюджетный учет имеет и определенные задачи:

  • выявление дополнительных доходов и мобилизация средств в бюджет;
  • охрана имущества;
  • соблюдение строгого режима экономии и бюджетно-финансовой дисциплины при расходовании ресурсов учреждения.

Что должна делать бухгалтерская служба бюджетной организации

Организация бюджетного учета в учреждении, финансируемом государством, подразумевает отражение всех хозяйственных операций и оценку имущества. Если учетная политика по сравнению с прошлым отчетным периодом будет изменяться, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими документами в бухгалтерской отчетности. Также важно проследить за тем, чтобы правильно соотносились расходы и доходы организации по отношению к отчетным периодам.

Бухгалтерский учет должен выполнять и такую задачу, как контроль за исполнением смет, сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также состоянием расчетов с кредиторами и дебиторами.

Бюджетные учреждения, как можно заметить, значительно отличаются от коммерческих организаций. При этом они ориентированы на принципиально другие задачи.

error: Content is protected !!