Анализ стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны. Науменко Г.А. Молитва («Отцы пустынники и жены непорочны…») Отцы и жены непорочны

Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века

Ефрем (Ефим) Сирин – (ок. 306, Низибия - 9 июня 373, Эдесса) - один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт.


Преподобный Ефрем Сирин

Ефрем Сирин - один из самых почитаемых древних святых Православной Церкви. Духовное наследие его весьма обширно. Однако, пожалуй, самое известное его творение - краткая молитва, которую в течение всего Великого поста (за исключением суббот и воскресений) читают верующие, как в храме, так и дома. Написана она много лет назад и из такой глуби веков дошла до наших дней благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением.

Великий пост – особенное время в церковном году. Он готовит нас к главному христианскому празднику – Пасхе. И в то же время Великий пост – это, прежде всего особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка чувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах во время Великого поста бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву Преподобного Ефрема Сирина. Канонический текст ее звучит следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети
Моя прегрешения и не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Покаяние – главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина. Поэтому Церковь и называет его учителем покаяния.


Соколов П.Ф. Портрет А.С.Пушкина. 1836 год.

Незадолго до смерти, 22 июля 1836 года А.С.Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Черновик стихотворения с рисунком А.С.Пушкина.

Вторая половина данного стихотворения А. С. Пушкина является не чем иным как поэтическим переложением великопостной молитвы Ефрема Сирина «Господи и владыко живота моего...». Стихотворение Пушкина условно подразделяется на две части. Собственно переложение молитвы составляет его вторую часть, предваряет же его вступление, подготавливающее читателя к восприятию "молитвенного стиха", как выразился сам поэт.

Как и у Пушкина, ранняя молодость Преподобного прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, – вспоминал он о себе, – бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но после особенного вразумления Божия он раскаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах. «На ложе моем, – писал он в одном из своих гимнов, – помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез».

Автор воспетой поэтом молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание Сирин) и был одним из пустынников, о которых говорит Пушкин в первой строке стихотворения. Вполне возможно, что Пушкин чувствовал сходство между его судьбой и своей.

А.С.Пушкин. «Отцы Пустынники». Читает Николай Обабков.

Поскольку речь идет о молитве преподобного Ефрема, жившего в IV веке, естественно предположить, что под "отцами пустынниками" поэт имел в виду монахов-отшельников эпохи расцвета монашества (IV-VI вв.), а также современников и последователей знаменитого сирийского подвижника. Многие из них были не только аскетами, но и духовными писателями. Их произведения - это "опытное богословие", то есть концентрация личного духовного опыта Богопознания и Богообщения. Их писания часто начинались с молитвы, сопровождались молитвой, перетекали в нее и ею завершались. Богословие этой эпохи, которую называют "золотым веком святоотеческой письменности", - богословие молитвенное. Наиболее точно его сущность и особенность выразил преподобный Нил Синайский: "Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов".

Не следует думать, будто бы большинство монахов замаливало свои грехи тяжкие. Вовсе нет. Среди пустынножителей были настолько набожные люди, что один из них всю жизнь упрекал себя лишь за то, что, когда молоденьким пастушком пас стада, подобрал и съел фигу, украденную другими мальчишками. А другой монах пришел в Скит настолько молодым, что не подозревал о существовании женщин до тех пор, пока бес не показал ему ее во сне.

Эта же тема отчетливо прослеживается и в творчестве замечательного художника М.В.Нестерова.


М.В.Нестеров. Автопортрет. 1915 год.

Именно он первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы.


М.В.Нестеров. Пустынник. 1888 год

Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского.

Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.

Словосочетание "жены непорочны" также заслуживает внимания. Слово "непорочный" в богослужебных текстах относится прежде всего к Богоматери: Всенепорочная, Пренепорочная Дева. Его употребляют и по отношению ко Христу - "Агнец Непорочный", то есть безгрешный. По Библии, человек должен быть непорочен сердцем. Выражение "жены непорочны" может быть навеяно и посланием Апостола Павла к Ефесянам, в котором он проводит следующую параллель: как Церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна. Отметим также, что в каноне на утрене вторника первой недели Великого поста непорочным называется сам пост. Таким образом, у Пушкина уже в первой строке возникает сложный многомерный образ, вызывающий ассоциативные связи с эпохой начала монашества вообще и женского монашества в частности, непорочным зачатием, непорочной жертвой Христовой, непорочностью и жертвенностью христианской жизни в ее идеале, а также с Великим постом и его богослужениями.


М.В.Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932 год.

И наконец, важно отметить, что эта картина написана под впечатлением от одноименного стихотворения А.С.Пушкина. В письме Александру Андреевичу Турыгину художник писал: «Кончил картину, что носил в чреве своем с 19 года. <...> Затеваю другую, на пушкинский стих «Отцы-пустынники и жены непорочны...». Предполагается винегрет из Нестерова. Да и что иное ждать, когда малому через два с половиной месяца стукнет семьдесят один год!». Несмотря на некоторую иронию, звучащую в этой характеристике, картина показывает, что художнику были дороги темы, сюжеты и герои, к которым он обращался в ранний период своего творчества.

Вот так и следует цепочка передачи слова Божиего: Ефрем Сирин - А.С.Пушкин - М.В.Нестеров. Началась она на заре христианства и не прервалась до наших дней. Будут и последователи, непременно.

«Отцы пустынники и жены непорочны…»

Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века

Ефрем (Ефим) Сирин – (ок. 306, Низибия - 9 июня 373, Эдесса) - один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт.


Преподобный Ефрем Сирин

Ефрем Сирин - один из самых почитаемых древних святых Православной Церкви. Духовное наследие его весьма обширно. Однако, пожалуй, самое известное его творение - краткая молитва, которую в течение всего Великого поста (за исключением суббот и воскресений) читают верующие, как в храме, так и дома. Написана она много лет назад и из такой глуби веков дошла до наших дней благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением.

Великий пост – особенное время в церковном году. Он готовит нас к главному христианскому празднику – Пасхе. И в то же время Великий пост – это, прежде всего особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка чувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах во время Великого поста бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву Преподобного Ефрема Сирина. Канонический текст ее звучит следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети
Моя прегрешения и не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Покаяние – главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина. Поэтому Церковь и называет его учителем покаяния.


Соколов П.Ф. Портрет А.С.Пушкина. 1836 год.

Незадолго до смерти, 22 июля 1836 года А.С.Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Черновик стихотворения с рисунком А.С.Пушкина.

Вторая половина данного стихотворения А. С. Пушкина является не чем иным как поэтическим переложением великопостной молитвы Ефрема Сирина «Господи и владыко живота моего...». Стихотворение Пушкина условно подразделяется на две части. Собственно переложение молитвы составляет его вторую часть, предваряет же его вступление, подготавливающее читателя к восприятию "молитвенного стиха", как выразился сам поэт.

Как и у Пушкина, ранняя молодость Преподобного прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, – вспоминал он о себе, – бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но после особенного вразумления Божия он раскаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах. «На ложе моем, – писал он в одном из своих гимнов, – помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез».

Автор воспетой поэтом молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание Сирин) и был одним из пустынников, о которых говорит Пушкин в первой строке стихотворения. Вполне возможно, что Пушкин чувствовал сходство между его судьбой и своей.

А.С.Пушкин. «Отцы Пустынники». Читает Николай Обабков.

Поскольку речь идет о молитве преподобного Ефрема, жившего в IV веке, естественно предположить, что под "отцами пустынниками" поэт имел в виду монахов-отшельников эпохи расцвета монашества (IV-VI вв.), а также современников и последователей знаменитого сирийского подвижника. Многие из них были не только аскетами, но и духовными писателями. Их произведения - это "опытное богословие", то есть концентрация личного духовного опыта Богопознания и Богообщения. Их писания часто начинались с молитвы, сопровождались молитвой, перетекали в нее и ею завершались. Богословие этой эпохи, которую называют "золотым веком святоотеческой письменности", - богословие молитвенное. Наиболее точно его сущность и особенность выразил преподобный Нил Синайский: "Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов".

Не следует думать, будто бы большинство монахов замаливало свои грехи тяжкие. Вовсе нет. Среди пустынножителей были настолько набожные люди, что один из них всю жизнь упрекал себя лишь за то, что, когда молоденьким пастушком пас стада, подобрал и съел фигу, украденную другими мальчишками. А другой монах пришел в Скит настолько молодым, что не подозревал о существовании женщин до тех пор, пока бес не показал ему ее во сне.

Эта же тема отчетливо прослеживается и в творчестве замечательного художника М.В.Нестерова.


М.В.Нестеров. Автопортрет. 1915 год.

Именно он первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы.


М.В.Нестеров. Пустынник. 1888 год

Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского.

Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.

Словосочетание "жены непорочны" также заслуживает внимания. Слово "непорочный" в богослужебных текстах относится прежде всего к Богоматери: Всенепорочная, Пренепорочная Дева. Его употребляют и по отношению ко Христу - "Агнец Непорочный", то есть безгрешный. По Библии, человек должен быть непорочен сердцем. Выражение "жены непорочны" может быть навеяно и посланием Апостола Павла к Ефесянам, в котором он проводит следующую параллель: как Церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна. Отметим также, что в каноне на утрене вторника первой недели Великого поста непорочным называется сам пост. Таким образом, у Пушкина уже в первой строке возникает сложный многомерный образ, вызывающий ассоциативные связи с эпохой начала монашества вообще и женского монашества в частности, непорочным зачатием, непорочной жертвой Христовой, непорочностью и жертвенностью христианской жизни в ее идеале, а также с Великим постом и его богослужениями.


М.В.Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932 год.

И наконец, важно отметить, что эта картина написана под впечатлением от одноименного стихотворения А.С.Пушкина. В письме Александру Андреевичу Турыгину художник писал: «Кончил картину, что носил в чреве своем с 19 года. <...> Затеваю другую, на пушкинский стих «Отцы-пустынники и жены непорочны...». Предполагается винегрет из Нестерова. Да и что иное ждать, когда малому через два с половиной месяца стукнет семьдесят один год!». Несмотря на некоторую иронию, звучащую в этой характеристике, картина показывает, что художнику были дороги темы, сюжеты и герои, к которым он обращался в ранний период своего творчества.

Вот так и следует цепочка передачи слова Божиего: Ефрем Сирин - А.С.Пушкин - М.В.Нестеров. Началась она на заре христианства и не прервалась до наших дней. Будут и последователи, непременно.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» - духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку» : «И виждь, и внемли».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй , благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Идея покаяния, присутствующая в православной молитве, положена в основу стихотворения. Христиане читают ее в дни Великого поста. Автором молитвы считают поэта-богослова Ефрема Сирина, жившего в 4 веке. Читать стих «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкина Александра Сергеевича можно на сайте. Произведение относится к позднему периоду пушкинского творчества. Оно было создано в 1836 году.

Интересен тот факт, что молитву Сирина исследователи связывают с личным покаянием самого автора за грехи, совершенные в молодости по отношению к друзьям и близким, зло и неразумные поступки и ошибки, допущенные в пылу чувств. Среди исследователей есть мнения, что Пушкин ассоциирует себя с Ефимом Сириным и устами своего героя раскаивается в дни Великого поста за все прегрешения. Он обращается в молитве к всесильному Владыке и просит подкрепить его терпением, дать смирения и силы не осуждать брата-человека, не носить «змея» зла на сердце.

Обращение-молитва - это гимн покаяния, за которым следует очищение от прегрешений, свобода души и сердца.

Текст стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» можно полностью скачать или учить онлайн на уроке литературы в классе.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С. Пушкин – стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» было написано А.С. Пушкиным 22 июля 1936 года. Оно вхо­дит в так называемый «каменно островский цикл» и пред­ставляет собой поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина.

Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Первые две части – это своеобразное вступление. Здесь поэт идет по пути постепенного сужения темы, предмета раз­говора.

Начинается стихотворение с упоминания поэта об «отцах пустынниках» и «женах непорочных». Здесь Пушкин имеет в виду монахов-отшельников IV-VI веков, современников и последователей Ефрема Сирина. Многие из них являлись ав­торами трудов по богословию. Словосочетание «жены непо­рочны» напоминает нам об обращении к Богоматери: Всенепорочная Дева. Также это выражение отсылает нас к посла­нию Апостола Павла: «как церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна» (Еф.5:25).

«Отцы пустынники и жены непорочны» сложили множество прекрасных молитв, но лишь одна из них особенно дорога по­эту, та, которую «священник повторяет Во дни печальные Великого поста». Здесь начинается вторая часть стихотворе­ния. Тема уже конкретизируется, поэт говорит о молитве Еф­рема Сирина. Именно эта молитва рождает в душе его «умиле­ние». В церковной традиции «умиление» – это дар Божий, чувство раскаяния, оно приходит к человеку вместе с Благо­датью. Поэтому в пушкинском тексте это понятие означает: человек испытывает потребность в молитве и покаянии. И молитва эта незримо помогает человеку. Цель же молитвы – «сердцем возлетать во области заочны», укреплять его «средь дольних бурь и битв». Здесь имеются в виду и земные искуше­ния, и жизненные бури, неурядицы, которые так преследуют людей на протяжении их существования. Также поэт говорит об особой роли сердца во всей духовной жизни человека. «Биб­лия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление со­вести…». Именно чистый сердцем человек способен донести свою молитву «во области заочны».

Третья часть стихотворения представляет собой поэтичес­кое переложение молитвы Ефрема Сирина. Поэт здесь обра­щается к Богу, прося избавить душу от пороков. И первым здесь идет «дух праздности унылой». Здесь речь идет об опус­тошенности души, житейской суете, о лености, застое в ду­ховной и материальной жизни. Следующий губительный по­рок, по мысли поэта, – «любоначалие». Страсть любоначалия – это желание наставлять, властвовать, командовать. Оборотная сторона этого греха – гордыня, высокомерие. За­тем речь идет о «празднословии». Это один из губительных пороков, которым часто страдают окружающие нас люди. В евангельском тексте читаем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф, 12:36).

Затем поэт просит даровать ему особое духовное зрение – возможность увидеть и осознать собственные грехи. С этим процессом тесно связано восприятие окружающих нас людей, неосуждение ближнего.

Таким образом, в этом стихотворении поэт утверждает огромное значение молитвы в человеческой жизни.

error: Content is protected !!