Как правильно восполнять пропущенные намазы. Нужно ли возмещать пропущенные намазы

Возмещение (када") пропущенных намазов

Всевышний Аллах повелел нам совершать намазы. Каждый намаз необходимо совершать в предписанный промежуток времени: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время » (4:103). Раз это приказ Аллаха, значит игнорирование этого приказа является одним из больших грехов в жизни мусульман. Жизнь сложная штука, иногда, если даже не хочешь пропускать намаз, по не зависящим от тебя причинам приходится пропускать. В таких случаях необходимо сразу же возместить этот намаз, как только появиться первый шанс, не откладывая на поздний срок. Потом искренне надо покаяться перед Аллахом и в будущем стараться не повторять такой грех. Намаз не будет считаться пропущенным, если он совершен до наступления следующего намаза. Например, если наступило время зухр намаза, а вы в это время по каким-то причинам не можете совершить его сразу же, то вы можете совершить его до наступления аср намаза. Однако, по мере возможности, каждый намаз необходимо совершать в начале его времени, не задерживая намаз до конца его времени. Если у вас на рабочем месте нет возможности совершать весь намаз, то вы можете совершить лишь фард намаз, оставив Сунну.

Если пропустили несколько намазов, то возмещаете их в порядке очередности, как сказано в нижеприведенных хадисах. При возмещений возмещаете только обязательные фард намазы, а дополнительные намазы не возмещаются. Если наступило время очередного намаза, то сначала совершаете этот намаз и только после этого пропущенные намазы в порядке очередности, в противном случае можете пропустить время очередного наступившего намаза. Никогда не возмещаются также и пропущенные дополнительный утренний и уитр намазы (подробнее в разделе «Дополнительные намазы»), как предлагают лжеученые, если собрались их возмещать слишком поздно, т.к. это уже антиСунна.

Указанием на узаконенность возмещения обязательных намазов служат соответствующие действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также его слова. Передают со слов Анаса бин Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого » (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Возвращайте долг Аллаху, Он больше всех достоин того, чтобы отдали Ему должное » (Насаи). В другом хадисе сказано: «Долг Аллаху обладает наибольшим правом на возвращение » (Насаи).

Сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а потом в страхе поднялись и мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел садиться верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешился и велел мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил добровольную молитву в два ракаата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно » (Муслим).

Сообщается, что Джабир бин "Абдуллах сказал: «В (один из) дней битвы у рва "Умар бин аль-Хаттаб вернулся (в лагерь мусульман) после захода солнца и принялся ругать неверных курайшитов, (а потом) сказал: «О Посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную молитву, как солнце начало уходить за горизонт». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же воскликнул: «Клянусь Аллахом, а я (вообще) не совершил ее!» Затем мы направились в сторону Бутхана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как и все мы, совершил омовение, а когда солнце зашло, он (сначала) совершил послеполуденную молитву, а после этого - вечернюю » (Бухари).

Абу ‘Убейда передаёт со слов своего отца ‘Абдуллы ибн Мас‘уда: «В день битвы у рва многобожники не дали Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) прочитать четыре намаза, пока не прошла часть ночи, сколько Аллах Та‘аля пожелал. Затем Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю сделать азан, затем икамат, и прочитали зухр намаз. После этого заново сказали икамат и прочитали ‘аср намаз. Затем сделали икамат, и прочитали магриб. Снова совершили икамат и прочитали ‘иша намаз » (Тирмизи, Насаи).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

Раздел о пропущенных намазах:

Об оставлении намазов и о наказаниях на том свете тех, кто пренебрегает ими было рассмотрено нами в предыдущих статьях, из коих следовало, что оставлять намазы или же пренебрегать ими категорически не разрешается по шариату. Сейчас речь пойдет о тех наказаниях, которым подвергнутся на этом же свете оставившие намазы люди.

Относительно человека, оставившего намаз преднамеренно имеются разные мнения имамов, одни даже говорят, что он впадает в неверие независимо от того, что он его оставил, признавая или не признавая его, а другие говорят, что этот момент нужно уточнить, оставил ли он намаз, не признавая его обязанность или из-за своей лени. По шафиитскому мазхабу человек не выходит из религии оставлением намаза, если не отрицает его обязательность или не умаляет его достоинство, а оставил из-за лени. Но в любом случае, ему от наказания не уйти, если не покается и не возместит всё, и казнят его с окончанием времени совершения намаза или времени совместного совершения некоторых из них. Например, если человек оставил обеденный намаз, то его казнят после захода солнца, так как обеденный и послеобеденные намазы в некоторых случаях совершаются вместе совмещённо. А если оставленный им намаз утренний, то при восходе солнца.

Примечание:

Нужно обратить внимание на то, что человека за оставление намаза не накажут, если в течение времени данного намаза у него никто не требовал совершить его, и если ему не угрожал имам или его заместитель, что, если он не совершит молитву, то его накажут при истечении времени данного намаза. Правом таким обладает имам или его заместитель.

Его хоронят как мусульманина со всеми почестями. Желательно у такого человека попросить, что бы он покаялся и возместил намаз. А если намаз оставил, отрекшись от него, не признавая его обязанность, то такого казнят как неверного и на мусульманских кладбищах тоже не хоронят, так как он выходит из ислама из-за пренебрежения к важнейшей из его составных частей. Но такое решение в исполнение не приводится в тот же час, а только после трёхдневного заключения его под арест и дав ему возможность подумать над содеянном. В наши дни такие санкции относительно оставляющих намазы применяются в некоторых арабских странах. Но человек должен знать и понимать, что оставлением намаза он становится приговорённым к смерти, приведут её в исполнение или нет. В множестве немусульманских стран мусульмане не практикуют данные решения, так как в любой стране свой устав и свои законы.

Если намазы оставлены без причины, то нужно немедленно приступить к возмещению и направить все своё время на это, за исключением времени, необходимого для жизненно важных моментов: приём пищи, питья и тому подобное. Такому человеку запрещается совершение желательных намазов, пока он не возместит пропущенные обязательные.

А тот, кто пропустил намаз вследствие овладевшего сна или забывчивости неотложно возмещает в желательном порядке. Возмещать намазы следует непосредственно перед своевременными. Таков порядок возмещения пропущенных намазов.

Намазы, пропущенные без причин нужно возмещать раньше пропущенных по определённой причине. Но, если пропущены все, без причин или с причиной, то желательно соблюдать при возмещении такой порядок, например: возмещать утренний перед обеденным и так далее.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

02:31 2017

بسم الله الرحمن الرحيم

На сегодняшний день одним из многочисленных не правильно обученных вещей, по поводу которых мусульманам надо проявляет беспокойство, является вопрос возмещения пропущенных намазов.

К примеру, возникает вопрос, как поступать тем, которые с детства приняли основы веры, но оставляли намазы, и только к 20 годам начали совершать их, нужно ли им возмещать эти пропущенные намазы? Если должен возмещать, то каким образом надо возмещать? Для каких категорий людей необходимо возмещение намазов?

В Энциклопедии по Фикху «Аль Кувейтийя» говорится:

مَن يجبُ عليه القضاءُ:

اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ بالمحرَّم .

ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .

واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .

فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ، ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى

«Те, которым возмещение обязательно:

Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же, тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.

И нет разногласия между ними (факихами), что нет обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает Ислам.

И есть у них разногласие в обязательности возмещения намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел возможности совершить очищение ни водой, ни землей.

Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх: «Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением за это, продержать и один день поста». То есть, взамен тому дню, который был нарушен, преднамеренно, половым сношением.

А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».

Источник: Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26, Кувейт: 1404-1427

Нужно ли мне возмещать ранее пропущенные Намазы, пропущенные Посты, выплаты Закята и прочее пропущенное мной и с какого момента

Ислам аннулирует всё, что было до его принятия. Также свитки принявшего Ислам, где записываются дела, чистые. А если он был иной веры, то его награда перед Аллахом удваивается.

Шейх Ибн Усеймин: «Остаются и записываются его добрые дела, и не является условием, чтоб он продолжал совершать это благодеяние после принятия Ислама. И не является условием, чтоб то совершённое благо было сделано ради Аллаха, т.к. пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ты принял Ислам и с тобой остались твои ранее совершённые благие дела». (Муслим: 194).

Нет, вам ничего возмещать не надо, т.к. вы находились в состоянии (в неверии), когда на вас не распространялись предписания Шариата. Совершение религиозных обязанностей для вас стало обязательным с момента принятия Ислама. Поэтому, если вы не зная, в начале Ислама не совершили намазы, то необходимо возместить их, т.к. с принятием Ислама, на вас стали распространяться предписания Шариата.

И Аллах об этом лучше знает!

Оставление молитвы бывет двух видов (в общем):

1. Без причины

2. С причиной, как сон, забывчивость, невозможность совершение её (например: убегая от погони и т.п.), болезнь, потеря сознания и т.д.

На счет первого есть разногласие. Кто-то говорит, что нужно возмещать, кто-то нет.

На счёт второго, возмещать необходимо, и как можно быстрее.

Что касается той группы ученых, которые сказали, что нет смысла восполнять намаз тому, кто оставил его без серьезной причины, потому что все равно он не примется, даже если он его восполнит 1000 раз, то они сказали:

Сказал ибн-Теймия, да смилуется над ним Аллах: «А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы «аср» и «зухр». Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто оставил намаз «аср», тот как будто лишился семьи и имущества. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пропустил намаз «аср», тот сделал тщетными свои дела». Сказал Аллах: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)». смысловой перевод Эльмира Кулиева. И сказали многие из саляфов то, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу-Бакр ас-Сыдык в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: «Знай, что у Аллах права ночью, и Он не принимает их днем, и права дня не принимает Он их ночью, и Аллах не принимает молитву пока не будет сделана обязательная».». Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.

Нет сомнения в том, что долг Аллаху нужно восполнять, как говориться об этом в хадисе про женщину. Но в этом хадисе имеется в виду долг, которым эта женщина сама себя обязала, дав обет Аллаху, что совершит хадж, но не совершила его, хотя у нее была возможность. А намаз этот тот долг, которым нас обязал Аллах сам и установил для него условия и границы. И выполнение намаза со всеми его условиями и таким образом как он нам предписан и есть наш долг перед Аллахом. И нельзя делать сравнение (кияс) того вида поклонения, которым нас обязал Аллах с тем видом поклонения, которым человек сам себя обязывает. Аллах приказал делать намаз в свое время - вот это наш долг, делать то, что Аллах вменил в обязанность, так как это положено делать.

Аллах сказал: «Воистину, намаз приписан верующим в определенное время» Сура Женщины 103. Аллах сделал время начала и конца для каждого обязательного намаза. Если человек сделал намаз перед его заходом, то его намаз не действителен и ему все равно нужно переделать - это единогласное мнение ученных, и какая разница, если человек специально сделал намаз раньше или оставил его так, что вышло время и сделал его потом и в том и в этом случае он сделал его умышленно не в свое время.

Если он пропустил намаз специально и сделал его не в его время, то он сделал поклонение не так как ему приказано. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто». И он как раз делает тот, на что нет приказа ни Аллаха, ни Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Приказ «када» (восполнение чего-либо) - это приказ Аллаха на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто обязывает «када» чего-либо то берет на себя обязанности законодателя. И мы спросим тех, кто обязывает этот намаз: «Разве Аллах приказал в такой ситуации восполнить намаз? Или Его посланник?». И они вынуждены сказать «нет», приказано только тем, кто забыл или проспал и тому подобные уважительные причины.

Аллах определил для намазов их время (с какого момента начинать и когда прекращать) на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в этом нет ихтиляфа (разногласия) среди ученных. Получается, что если разрешить восполнить намаз после установленного Аллахом для него времени, то нет смысла вообще для этого времени, делай когда хочешь!

В конце концов эта религия закончена и Аллах ничего не оставил из законоположений кроме как разъяснил на языке Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неужели Аллах забыл разъяснить, что тому кто оставил специально намаз тоже нужно его возмещать? И поэтому каждое постановление, которое не установил ни Аллах и ни Его Посланник должно быть отвергнуто. Аллах ничего не забыл!

Этого мнения придерживались: Абу-Бакр ас-Сыддык, Умар ибн АльХаттаб, Абдулла ибн Умар, Саад ибн Аби Ваккас, Абдулла ибн Масуд, сказал Ибн Хазм: "И мы не знаем, что бы им кто-то противоречил из сахабов”, Махаммад Ибн Сирин, Умар ибн Абд аль Азиз, Дауд, ибн Хазм, некоторые ученые шафиитского мазхаба, аль-Косим ибн Мухаммад, Ибн Теймия, Усеймин, Аль Альбани. Смотреть «мухаля» ибн Хазм 2/200, и «аль-Маджмуа фатава» шейх аль-ислям 22/27, «нейль аль Аутар» Китабу ас-Салят тема восполнение пропущенных намазов, также «шарх аль Мумти`» шейха Усаймина «шурут ас-Салят» та же тема. (

Это ни в коем случае не говорит о том, что можно пропускать намазы якобы все равно же не нужно восполнять. Нет, тот кто оставил намаз умышленно ему еще хуже может быть, потому что так бы он смог восполнить его здесь на земле, а так он будет отвечать за него в Судный день, а это проблема. Поэтому тому, кто оставляет намазы из-за лени или т.п. очень рекомендую перестать так, делать, потому что ваши намазы не принимаются после их времени, как это стало ясно. Также сюда входит пост, нет смысла его восполнять.

Для тех, кто ничего не знал о положениях Ислама, о поклонении, не требуется возмещать пропущенное поклонение. Если мусульманин не мог получить Шариатское знание и до него не дошли эти положения, то от него ничего не требуется. Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то что ей не по силам» . Сура Корова 286 аят.

Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Нет разногласия между мусульманами, в том, что если кто-то, находясь на «земле неверия», принял Ислам, но при этом был неспособен совершить переселение \на «землю мусульман»\, то на него не возлагаются шариатские обязанности, которые он не может совершить. Обязанность возлагается по мере возможности. Таким же образом с тем, чьего шариатского положения он не знал. Как к примеру, если он не знал, что совершение молитвы является для него обязательным, и на протяжение какого то времени он ее не совершал, то ему не обязательно ее возмещать, что является наиболее верным из мнений Ученых. Это является мнением Абу Ханифы, Зохиритов и одно из мнений в мазхабе Имама Ахмада. Это так же относится к другим обязанностям, как пост в Рамадане месяце, выплата закята и др.

Если человек не знал о запрете вина и выпил, то его не наказывают, по единогласному мнению мусульман, лишь по поводу возмещения молитвы были разногласия…

Основой же всего этого является вопрос: Являются ли шариатские требования обязательными до того как о них узнают или они становятся обязательными после знания о них?

Верным является то, что хукм (шариатское постановление, решение) не утверждается, кроме как вместе с возможностью знания \о нем\. Следовательно, не возмещается то, об обязательности чего, было не известно. Достоверно известно из «Сахиха», что из сподвижников были те, кто принимал пищу после восхода солнца в Рамадане, пока они не стали различать белую нить от черной \положив их перед собой\, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать их пост. Из них были те, кто оставался в оскверненном состоянии определенное время и не совершал молитву, не зная, что можно ее совершать совершив «тайямум» (очищение песком), как Абу Зарр, Умар ибн аль-Хаттаб, Аммар, да будет доволен ими Аллах, и др. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать пропущенное.

И нет сомнения, что некоторые мусульмане в Мекке и в других поселениях Аравии, продолжали совершать молитву в сторону Иерусалима, пока до них не дошло, что къибла (направление для молитвы) поменялась, но им не было приказано возмещение\неверно совершенных молитв\, и таких примеров множество.

Это соответствует основе, на которой были Салафы и большинство ученных: Что Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам. Условием обязанности является возможность \ее совершить\. Наказание, ложится за оставление приказанного совершить или совершение запретного, после установления «худжи»-шариатского довода». Конец цитаты в сокращении. См. «Маджмуат аль-Фатава» 19\225.

В соответствии с этим вышесказанным, вам не обязательно возмещение тех поклонений, о обязательности выполнения которых вы не знали. Мы советуем вам начать изучать Шариатские знания, углубляться в них, воспитывать поколение мусульман, чтоб противостоять опасностям, которые стоят перед мусульманами по всюду и в частности в вашей стране.

И тот, у кого все-таки есть пропущенные намазы или пост, ученые сказали пусть просит прощение у Аллаха и обещает больше так не поступать, если он действительно боится Аллаха и любит Его он перестанет так поступать. И также нужно побольше делать дополнительных намазов и сожалеть в сердце о содеянном. А если его сердце мертво, то это Аллах его умертвил, и никто его не оживит кроме Аллаха никакими приказами и проповедями.

Многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.

Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.

Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

О возмещение поста месяца Рамадан

Один из учёных современности шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на подобный вопрос, сказал: «Правильным мнением (в данном вопросе) является то, что после покаяния не надо восполнять пропущенные посты. Т.к. если человек пропустит преднамеренно без причины, обоснованной Шариатом, любое поклонение, ограниченное по времени, то Аллах не принимает такое поклонение, которое было совершено не в своё предписанное время. Поэтому нет пользы от восполнения этого поста. Однако, необходимо ему искренне покаяться перед Всевышним Аллахом, и необходимо стараться побольше совершать благие дела (как например, больше соблюдать добровольные посты). Ведь Всевышний Аллах принимает покаяние от того, кто искренне покаялся». (Сборник фетв шейха ибн Усаймина, 19/ номер вопроса 41). Этот рассматриваемый вопрос касается человека, который изначально не постился без причины в месяц Рамадан. Однако, если человек начал поститься и умышленно прервал свой пост без причины, то в таком случае необходимо возместить пропущенный пост.

По поводу случая, а именно то, что если вы пропустили пост по незнанию, есть аят, в котором говорится: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» . (Коран, 2/286). Когда эти аяты были ниспосланы, Всевышний Аллах сказал: «Я уже сделал (принял ваш дуа)» (Муслим, 126).

Поэтому, совершайте побольше благих дел, искренне просите прощения у Аллаха. Да простит нас Аллах!

Если же пропущен пост был без причины, то это положение очень серьезно, и если человек оставил пост считая его не обязательным, то такой человек неверный, а если же он оставил по халатности, лени и и т.п., то ему нужно принести покаяние.

Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”». (Приводят ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани).

Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет”. (Приводит ибн Абу Шайба 9784. Иснад достоверный)

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исламе и считают его еретиком”. (см. “аль-Кабаир” 78).

Вы когда-нибудь задумывались о том, как будете возвращать и восполнять все пропущенные фарды? Вы думали о том, какие последствия могут ожидать за это в День Суда?

В Коране Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» .

Все обязательные намазы по предписанию Всевышнего Аллаха должны быть совершены в период определенного времени. Если же по какой-либо причине намаз не совершается в свое предписанное время, он должен быть совершен в ближайшее возможное время, соблюдая правила совершения каза-намаза. Восполнение не совершенной вовремя молитвы является обязательным, как и сами пятикратные намазы.

В том, что человек пропустил намаз с уважительной причиной, как например проспал, забыл по чрезвычайных обстоятельствам, греха нет. Но есть необходимость восполнить пропущенный намаз, несмотря на то, был ли он пропущен по уважительной причине или нет.

Анас ибн Малик передал, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Кто забудет об обязательной молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха, кроме как это».

Что касается восполнения пропущенного фард намаза или поста, существуют определенные правила, которые касаются обоих. Например, каза утренний намаз не может быть совершен во время восхода солнца. Намаз можно совершать по происшествии 15-20 минут после его полного восхода.

Также запрещается совершать каза-намазы в то время когда запрещены любые намазы (закат, зенит). Каза-намаз можно совершать в любое время, в независимости от того, когда должен был быть совершен определенный намаз, например, если вы по забывчивости или другим обстоятельствам пропустили период утреннего намаза, то не стоит дожидаться утра следующего дня, следует совершить его сразу после полуденного.

Такие же детали касаются всех остальных обязательных намазов. Восполняться может только пропущенный фард намаз. Сначала выполняется пропущенный намаз, далее тот, который обязан по времени. Желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Если человек совершил намаз, но потом оказалось, что его время истекло, то в этом случае необходимости совершать каза-намаз нет.

Совершение каза намаза означает стремление к милости Аллаха, в то время как пренебрежение ими только вредит мусульманину:

Что привело вас в Преисподнюю? Что привело вас в Преисподнюю?» (74:42-43).

Аллах сказал, «Это - те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа» .

Что касается совершения намаза вовремя, однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время».

error: Content is protected !!